Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

157 в повести такую же лейтмотивную функцию, как и мотив сонаты (музыки) и признаки речи героя. Последние изменяются тогда, когда герой приходит в своем рассказе к детализации своих супружеских отношений. Позднышев, всё пьющий чай во время поездки, с раздражением детализует одну причину ненависти к жене, ненависть котораятоже «часто кипела страш- ная»:«как она наливала чай, ...втягивала в себя жидкость» [2, с. 162]. Теперь ге- рой описывается с такой же точки зрения. Рассказывая о своей ревности в прошлом, он уподобляет себя «перевернутой бутылке, из которой вода не идет оттого, что она слишком полна» [2, с. 175]. Вода здесь избыточна, это и препятствует ее выливанию. Она может означать переполненность героя рев- ностью и злостью (ср. в настоящем не хватает воды для разбавления крепкого чая). Поезжая домой из уезда, взволнованный герой старается успокоиться при помощи водки, следуя примеру других. Алкоголь не помогает в прошлом. В на- стоящем железнодорожная станция служит некоему освобождению от такого состояния. Позднышев чувствует удушение в вагоне и выходит выпить воды. Вода теперь помогает герою продолжить свой рассказ. Курение , как производство дыма и огня, относится к вредным привычкам и по собственному признанию героя, однако Позднышев помимо непрерывного чаепития постоянно и курит. Несмотря на свою неприязнь к врачам и курению на словах, он успокаивается только тогда, когда закуривает папиросу. Описание действия героя «стал закуривать», «жадно затягиваясь» [2, с. 130] выражает его возбужденность: лицо «красно», «взд раг ивал мускул» [2, с. 128], «с гор евшими ог нем теперь гла зами» [2, с. 129]. На уровне означивания этого состояния под- черкиваются признаки огня (красный свет, горение) в связи с телесным жестом раздраженности. Во время рассказывания это действие поддерживает речевой поток героя. Нарративная деталь курения сопровождает и идеологические высказывания ге- роя, в частности, и о конце человечества. Между тем наступает конец именно речи, высказывающей такие суждения: «Он долго молчал после этого, выпил еще чаю, докурил папироску и, достав из мешка новые, положил их в свою ста- рую запачканную папиросочницу» [2, с. 147]. Жесты героя – замена нового ста- рым – отражают и ход его мыслей, т. е. возвращение к старому образу и пол- ный отказ от нового. В прошлом как курение лежа наводит на героя злые мысли, так и физиче- ская близость жены портит воздух, по крайней мере Позднышему так кажется. Жена ему ненавистна, он не хочет касаться ее, отталкивает ее, т. е. разобщается с ней: «Я чуть не задохнулся, так долго я удерживал дыханье» [2, с. 176], и стал закуривать. Свет и дым от курения затуманивают зрение, не освещают то, что надо видеть. Герой лишается правильного взгляда на вопрос о верности жены. Во время последних воспоминаний кондуктор полностью тушит догорающую свечу в вагоне, и хотя во дворе рассветает, в вагоне еще темно. В полусвете за- ри герой становится совершенно не видимым. Позднышев тяжело вздыхает, пе- реживая прошлое. Его молчание, с одной стороны, становится сигналом новых этапов его самоосмысления, а с другой, – ставится под вопрос аутентичность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=