Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
15 ных европейских мыслителей, публицистов, общественных и религиозных дея- телей, деятелей культуры и искусства. Неоднозначность фигуры мыслителя, его критика «исторического христианства», без различия христианских конфессий, радикального отвержения католического вероучения, противостояние и его от- лучение от Русской Православной Церкви, собственные взгляды на веру и ре- лигию, религиозно-философское учение не могли не привлечь внимание запад- ных исследователей. Например, среди исследований католических теологов, посвященных религиозно-философским идеям Л. Н. Толстого можно отметить У. Шмидта, Ж. Маритена (данный видный представитель неотомизма, католи- ческий теолог и философ в своих трудах дает оценку религиозных, нравствен- ных воззрений писателя, его философии творчества), Р. Квискампа (первый крупный аналитический труд, посвященный религиозным, богословским тру- дам Л. Н. Толстого, главная идея: Толстой – протестант «в собственном смысле этого слова» [4]), М. Мачинека (второй крупный труд по исследованию религи- озных трудов писателя), Г.-У. фон Бальтазара, Г.-К. Честертона. Если католи- ческие теологи в большинстве своем давали негативную оценку творчества Л. Н. Толстого, то по отношению к протестантизму мы имеем противополож- ное отношение к писателю. В протестантских кругах он рассматривается как великий, гениальный художник, христианин и моралист, творчество рассматри- вается как важный вызов времени для современной культуры. Его творчество рассматривается как оказавшее большое влияние «на протестантскую мысль XX в.» [4], в особенности на авторов представляющих немецкоязычную еван- гелическую традицию (Германия, Швейцария). Среди протестантских теологов к исследованию религиозного творчества Л. Н. Толстого обращались И. Аккер- ман (обращение к экзегетическим методам писателя, особенностям его интер- претации Библии), М. Дерне (считает писателя «одним из столпов «новой ори- ентации евангельской теологии» (наряду с Ф. М. Достоевским, С. Кьеркегором и К. Блюмхардтом)» [4]), К. Геде (обращение к историческим и социальным ус- ловиям возникновения религиозного учения, «религиозной проповеди» мысли- теля), В.-А. Хаук (учение Л. Н. Толстого это утверждение пра-христианского идеала), Ф.-Х. Филипп (религиозные идеи Л. Н. Толстого рассматривается как протестантские в рамках духовной традиции протестантизма, но, не смотря на глубокую связь идей Толстого с протестантизмом, утверждается и связь «с пра- вославной богословской традицией» [4]), Р. Саломон (взгляд на учение Толсто- го как на собственное интерпретирование христианского вероучения), В. Нигг (учение о непротивлении злу силой Толстого рассматривается как сердцевина Евангелия) и т. д. Л. Н. Толстой оказал огромное влияние как писатель художественных про- изведений на многих писателей с мировым именем. Образы, раскрытые в его произведениях, до сих пор служат эталоном исторической правды, абсолютом, герои его произведений считаются выписанными такими живыми, как этого не удавалось никому. Например, Нобелевский лауреат, мастер западноевропейско- го реализма XX века Томас Манн рассматривал Л. Н. Толстого как человека пе- реболевшего и выстрадавшего искусство, как художника великого диапазона.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=