Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

149 рачивает его жизнь. Он осознает смысл божественных законов и истинного устройства мира: «Нехлюдов понял теперь, что общество и порядок вообще существуют не потому, что есть эти узаконенные преступники, судящие и нака- зывающие других людей, а потому, что, несмотря на такое развращение, люди все-таки жалеют и любят друг друга» [4, т. 32, с. 443]. Эти слова открывают и глубокий смысл изображения в романе личной жизни чиновников. Образы людей власти в романе «Воскресение» создают систему, стройно вписанную в художественный мир произведения. Следуя в романе за Нехлюдо- вым и за Катюшей, воскресающими для новой жизни, мы вместе с ними осоз- наем препятствия, которые создаются чиновниками, призванными помогать людям, но в ослеплении эгоизма забывшими о своих обязанностях. Толстой констатирует, что общая система государственной власти, искажающая и кале- чащая здоровых людей, требует кардинального обновления. Литература 1. Гудзий, Н. К. История писания и печатания «Воскресения» // Л. Н. Толс- той. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 33 / Н. К. Гудзий. – М.: Худож. лит., 1935. – С. 329–422. 2. Гулин, А. В. «Воскресение» и Воскресение // Л. Н. Толстой. Воскресение / А. В. Гулин. – М.: Синергия, 1995. – С. 5–42. 3. Маймин, Е. А. Лев Толстой. Путь писателя / Е. А. Маймин. – М.: Наука, 1978. – 191 с. 4. Толстой, Л. Н. ПСС: В 90 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит., 1928– 1958.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=