Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
146 только свое наслаждение». Светлого, чистого в романе немало, однако в худо- жественном мире произведения оно оказывается задавленным странными по- рядками человеческого общества. Толстой был возмущен несправедливостями современной ему действительности, которые и нашли максимальное отображе- ние в галерее государственных служащих и людей власти в романе. В данной статье мы не будем останавливаться на прототипах чинов- ников, они указаны в комментариях к роману. Н. К. Гудзий отмечает, что хло- поты Нехлюдова о сектантах соотносимы с хлопотами Толстого о самарских молоканах, что в образе флигель-адъютанта Богатырева в романе показан гр. А. В. Олсуфьев, в образе Топорова можно увидеть многие черты К. П. По- бедоносцева, а граф Иван Михайлович Чарский похож на П.А. Шувалова и т. д. [1, с. 370–373]. Нам гораздо важнее понять общую концепцию изображения людей власти в романе. С государственными служащими самого разного уровня Нехлюдов встре- чается на протяжении всего романа. Судейские чиновники показаны в романе безвольными людьми со своими проблемами. Толстой акцентирует внимание на том, что люди, которые решили, что они в силах и праве судить других лю- дей, на самом деле нисколько не заинтересованы в отстаивании правды. Свою работу они воспринимают как некоторое вынужденное обременение, они увле- чены мелкими, эгоистическими интересами. Нехлюдов, выходя от Топорова, произносит следующее: «“Интересы народа, – повторил он слова Топорова, – твои интересы, только твои”» [4, т. 32, с. 299]. Толстой мастерски выстраивает сцену посещения Нехлюдовым Топорова: читатель сначала узнает мысли Топо- рова, прочитавшего «ясно и сильно написанное прошение» и попросту испу- гавшегося того, что дело попадет в руки государя, а потом уже видит внешнее – его решение. Перед нами предстает «изнанка жизни» государственных служащих, лю- дей, занимающих значительные посты. Так, ошибочный приговор по делу Ка- тюши вынесен не только потому, что присяжные заседатели забыли указать важнейший комментарий «без намерения лишить жизни», но и потому, что из- начально каждый из судивших Катюшу, а с ней также Евфимию Бочкову и Си- мона Картинкина, был занят единственно собою. Председатель, ведущий рас- пущенную жизнь, торопился к швейцарке-гувернантке в гостиницу «Италия», один из членов суда переживал по поводу ссоры с женой и ее обещания оста- вить его без обеда, другой думал исключительно о своем катаре желудка и но- вом лечении, обвиняющий товарищ прокурора накануне процесса не спал всю ночь из-за того, что провожал товарища, много играл и пил. Всеведущий ав- тор-повествователь сообщает сведения, благодаря которым мы задумываемся о правомерности суда, о компетентности судящих и их моральных качествах. Роман «Воскресение» – один из самых тяжелых романов классической ли- тературы потому, что Толстой смело говорит о человеческих пороках, о том, о чем многим «в глубине души» «слишком больно и стыдно думать». Но внут- ренний стыд, о котором столько раз в романе упоминает Толстой при описании Нехлюдова и Катюши, есть доказательство в человеке настоящего, подлинного –
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=