Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
143 понимаемым только в физическом смысле» [1, с. 625]. «Падший, но жаждущий спасения» человекозверь пытается спастись, употребляет разные средства: рабо- та, пост, физическая нагрузка, попытка обжечь руку. Но самоспасение бессильно, нужно искренне открыться Богу, а именно это и есть самое страшное для челове- козверя. Ведь чтобы получить прощение за грех, надо покаяться, но Толстой го- ворит: «Не кайтесь, покаяние есть малодушие, нелепость, мы без покаяния, без Христа, своим разумом достигнем совершенства, да и достигли» [4, 366]. В этом раскрывается третий мотив соблазна – «прелесть». «Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью» [6, электронный ресурс]. Человекозверь, обманутый дьяволом, переносит его образ на Любовь. Но он, как «жаждущий спасения» верит в Любовь, ищет её, хотя и не признаёт, что истинная Любовь – это Бог. Значит нужна ещё одна замена: образ дьявола переносится на женщину-соблазнительницу. Спастись от власти дьявола можно только через смерть: самоубийство или убийство женщины-соблазнительницы. Итак, в повести Л. Н. Толстого рассматриваются такие мотивы соблазна как «прелюбодеяние» и «вожделение», связанные с темой половой любви, и «прелесть», связанный с темой нравственной природы человека. Человек от- вернулся от Бога, впал в состояние прелести и потому не смог одолеть дьявола. Литература 1. Булгаков, С. Н. Человекобог и человекозверь: По поводу последних произведений JI. Н. Толстого: «Дьявол» и «Отец Сергий» / С. Н. Булгаков // Толстой JI. Н.: pro et contra: Личность и творчество Льва Толстого в оценке рус- ских мыслителей и исследователей: [антология] / [сост. К. Исупов]. – СПб.: РХГУ, 2000. – С. 601–638. 2. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное изда- ние / В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2015. 3. Добробабина, О. Повесть Л. Н. Толстого «Дьявол»: мифологическая па- радигма грехопадения [Электронный ресурс] / О. Добробабина // Режим доступа: http://docplayer.ru/41047520-Udk-ztolstoy-043-3-olga-dobrobabina-povest-l-n- tolstogo-dyavol-mifologicheskaya-paradigma-grehopadeniya.html (дата обращения: 01.03.2018). 4. Иоанн Кронштадский (И. И. Сергеев) Ответ на обращение гр. Л. Н. Толс- того к духовенству // Толстой JI. Н.: pro et contra: Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей: [антология] / [Сост. К. Исупов] / Иоанн Кронштадский (И. И. Сергеев). – СПб.: РХГУ, 2000. – С. 360–366. 5. Назаров, В. Н. Этика Ада в «Божественной комедии» Данте: Моногр. / В. Н. Назаров. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им Л. Н. Толстого, 2016. 6. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. 1. Гл. 27. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/27 (дата обращения: 01.03.2018).
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=