Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

139 Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Каков он был, о, как произнесу, Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу! (Ад. I, 1–6) Образ, который терзает Евгения, дантовский «давний ужас» – это образ Степаниды, образ дьявола-искусителя. Образ дьявола здесь является собира- тельным, типичным как для агиографических произведений, так и светской ли- тературы, затрагивающей тему искушения. Дьявол предстаёт в облике соблаз- няющей женщины. Некоторые атрибуты дьявола типичны (красная панёва, красный платок – цвет адского пламени), некоторые имеют эротический отте- нок: «чёрные блестящие глаза», «грудной голос», «высокая грудь», «покачи- вающееся ловкой, сильной походкой босых ног тело», «белые икры». Чувст- венный образ дьявола-искусителя передаётся через восприятие героя, что зас- тавляет обратить внимание на его чувства и мысли. Лейтмотив мучающих Евгения мыслей – стыд. Евгению стыдно привле- кать постороннего человека, чтобы разрешить «неприятность сельской жизни – невольное воздержание». Стыдно обсуждать с этим человеком требования к женщине. Стыдно на первой встрече со Степанидой. Стыдно оправдываться перед матерью, убеждая её, что «холостые дела» уже закончены. Стыдно слы- шать о том, что у Степаниды родился ребёнок, возможно от него. Стыдно ду- мать о Степаниде, уже после женитьбы, когда мысли о встречах с ней начали его одолевать. Каков источник стыда Иртенева? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, что за человек Евгений Иртенев. Внешнюю часть личности человека сразу видит каждый, кто с ним стал- кивается. Но есть ещё и скрытая часть личности – её внутренний мир, «приро- да» человека. Нравственная природа человека – вторая тема повести «Дьявол». Есть два взгляда на этот предмет: 1) природа человека повреждена врождённым злом. Этот взгляд соответст- вует христианской морали, исходящей из дуалистического понимания нравст- венной природы человека;. 2) человеческая природа здорова от рождения, а повреждается только внешним злом: заблуждениями ума, невежеством, дурным устройством обще- ства. Учения, придерживающиеся этого взгляда, перемещают корень зла из сердца и воли человека в его разум. Какому взгляду соответствует нравственная природа Евгения Иртенева? Известно, что повесть «Дьявол» автобиографична, поэтому следует обратить внимание на нравственное мировоззрение Л. Н. Толстого. Философ и богослов С. Н. Булгаков отмечает, что нравственное мировоззрение Толстого нельзя отнести в чистом виде ни к одному из вышеуказанных взглядов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=