Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
138 Е. В. Лобанова МОТИВ СОБЛАЗНА В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО « ДЬЯВОЛ» В литературоведении под мотивом понимают устойчивую тему в твор- честве писателя, а также сквозной образ в литературном произведении. В конце 1880-х и в начале 1890-х гг. Л. Н. Толстой создал несколько художественных про- изведений истатей на тему взаимоотношений мужчины и женщины. Одно из про- изведений – повесть « Дьявол», сквозным образом которой является соблазн. В повести поднимается несколько тем, связанных с мотивом соблазна. На первом плане – тема половой любви. Как отмечает исследовательница О. Добробабина, внимание автора сфокусировано на довольно ограниченной образной топике, связанной с дьявольским искушением, соблазном. С точки зрения О. Добробабиной, в повести «художественное осмысление грехопадения представлено с учётом архаико-мифологической традиции, проявившейся в та- ких жанровых свойствах произведения как параболичность и следование агио- графической традиции» [3, с. 105]. Агиографическая традиция восходит к библейскому сюжету изгнания из Рая. Сюжету соответствует группа мотивов: «соблазн Евы – падение Адама и Евы – искупительный подвиг (изгнание из Рая)». Сопоставим библейский сюжет с повестью «Дьявол». Имение, полученное Евгением Иртеневым в наследство от отца – это образ райского сада. По праву наследования (завету) от отца (Бога) Евгений вступает во владение имением и начинает восстанавливать полуразорённое хозяйство (возделывать райский сад). Иртенев вступает в половую связь с крестьянкой Степанидой (первое со- блазнение Адама). Когда Евгений решает жениться (появляется Ева), встречи со Степанидой прекращаются, но начинаются душевные муки, связанные с осознанием греховности мыслей о желании восстановить прерванную связь (второе соблазнение Адама), Евгений кончает жизнь самоубийством или убива- ет Степаниду (изгнание из Рая). По толковому словарю В. И. Даля, «соблазн» определяется так: «то, что со- блазняет; повод ко греху, прелесть, искушение, предмет вожделения». Одно из начений слова «соблазнять» – «подать повод ко греху или случай ко греховному падению, возбуждать, поползновение или вожделение, совращать» [2, с. 538]. Таким образом, тема половой любви раскрывает два мотива соблазна: «случай к греховному падению», или «прелюбодеяние», и «вожделение». Мо- тив соблазна «вожделение» соотносится с первой частью эпиграфа к повести: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Евангелие от Матфея, 5:28). Евгений и Степанида встречаются в лесу: в ореховой и кленовой чаще. Здесь же он видит её через год, уже после свадьбы. Лес залит солнцем, но душа героя как будто блуждает в этом лесу, всё больше и больше погружаясь в су- мрак. Можно провести параллель с «Божественной комедией» Данте:
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=