Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

129 Направление «смелость и трусость» предполагает сопоставление противо- положных проявлений человеческого «я»: с одной стороны, готовность к ре- шительным поступкам, с другой – стремление спрятаться от опасности, укло- ниться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. В «Войне и мире» есть герои, способные к смелым действиям, и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли. К первым относятся Анд- рей Болконский и Пьер Безухов. Таков и Николай Ростов, который в войне 1805 года был еще необстрелянным офицером и потому не всегда мог являться примером храбрости, но к 1812 году он повзрослел, возмужал и «теперь… не испытывал ни малейшего чувства страха», так как «выучился управлять своей душой перед опасностью» [2, с. 63]. Ко вторым можно отнести уже указанных выше «военных трутней», например, Жеркова, который два раза был отправлен к батарее Тушина с приказом об отступлении и ни разу не доехал до нее. Таковы лишь некоторые аспекты заявленной темы. Объем статьи не позво- ляет нам обратиться к другим проблемам. Но роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» обладает богатыми возможностями для подготовки к итоговому сочинению по самым разнообразным направлениям. В нем можно найти ответы на вопросы по тематическим блокам «разум и чувства», «честь и бесчестие», «победа и поражение», «опыт и ошибки», «дружба и вражда» (вариант 2016 го- да). Убеждена, что и в предстоящем учебном году старшеклассникам будут предложены направления итогового сочинения, которые можно будет раскры- вать с опорой на текст великого романа Л. Н. Толстого. Литература 1. Толстой, Л. Н. Война и мир. Т. I–II / Л. Н. Толстой. – Л.: Лениздат, 1984. – 750 с. 2. Толстой, Л. Н. Война и мир. Т. III–IV / Л. Н. Толстой. – Л.: Лениздат, 1984. – 768 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=