Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
128 «тружеников войны» капитанов Тушина и Тимохина в Шенграбенском сраже- нии, и «скрытая теплота» патриотизма [2, с. 230], ощущаемая Пьером Безухо- вым в солдатах батареи Раевского во время Бородинской битвы, и «дорога чес- ти», которую выбрал для себя Андрей Болконский, по меткому замечанию Ку- тузова [2, с. 175]. Резко контрастируют с этими персонажами «военные трут- ни», чьё малодушное, а иногда и подлое поведение граничит с изменой. Борису Друбецкому важно любой ценой добиться высокого положения в обществе, по- этому известие о «переходе французскими войсками Немана» он использует в личных целях. Благодаря случайно подслушанной информации герой «имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бы- вает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ» [2, с. 15] (курсив наш. – Г. М .). Для зятя Ростовых Берга (чье имя очень выразительно – Альфонс (!) Карлыч) отступление русских войск из Москвы в 1812 году не является трагедией, он думает только о «шифоньерочке» для «Верушки». Л. Н. Толстой не мог удержаться от сарказма, описывая в этот мо- мент одного из самых нелюбимых им персонажей: «Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифонь- ерку и туалет» [2, с. 315]. Эти герои не совершают явной измены, но их забота о личном благополучии в дни народного бедствия напоминает предательство. Направление «равнодушие и отзывчивость» предусматривает осмысление разных типов отношения к людям и к миру: безразличие, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь и, напротив, искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь. Как извест- но, Л. Н. Толстой делит своих героев на «нелюбимых» и «любимых», что в полной мере соответствует принципу «равнодушный – отзывчивый». «Люби- мые» герои писателя – это люди с горячим сердцем, готовые откликаться на чужие радости и беды. Это и Наташа Ростова, отдающая подводы для раненых, и Пьер Безухов, спасающий девочку на московском пожаре. «Нелюбимые» пер- сонажи воплощают противоположный, эгоистический, тип личности. Таков Бо- рис Друбецкой, который виртуозно умеет выходить «из неловкого положе- ния… поставив в него другого» [1, с. 67]. Таков и Анатоль Курагин, всегда до- вольный «своим положением, собою», «инстинктивно» убежденный, «что ему нельзя было жить иначе, чем так, как он жил, и что он никогда в жизни не сде- лал ничего дурного», так как «не был в состоянии обдумать… того, как его по- ступки могут отзываться на других…» [1, с. 689]. К подобному типу личности относится обладатель «светлого и наглого» взгляда Фёдор Долохов, который ценит людей по степени их полезности для него. Он «пользовался и забавлял- ся» Анатолем Курагиным, ценя в нем только «имя, знатность, связи» [1, c. 690]. Убеждения этого сложного и неоднозначного персонажа проявляются в его за- мечании: «Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю… а остальных пере- давлю всех, коли станут на дороге» [1, с. 399]. Говорит он это Николаю Росто- ву, добротой и отзывчивостью которого пользуется, а затем, когда тот встает у него на пути, ни минуты не задумывается и обыгрывает в карты на сорок три тысячи, зная, что семья Ростовых на грани разорения.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=