Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
127 Г. С. Миронова ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА-ЭПОПЕИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ С 2014 года во всех российских школах проводится итоговое сочинение, являющееся допуском к итоговой государственной аттестации и формой про- верки индивидуальных достижений выпускников. Итоговое сочинение прове- ряет общую эрудицию старшеклассников и носит надпредметный характер. Но при этом тема сочинения должна быть раскрыта с опорой на литературный материал, что подразумевает не просто ссылку на тот или иной художествен- ный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т. д. Литературный материал может быть представлен произведе- ниями отечественной или мировой литературы – это художественные тексты, дневники, мемуары, публицистика. Выпускнику на экзамене предлагаются 5 тем сочинений (выбрать нужно только одну), которые становятся известны за 15 минут до начала. В то же вре- мя заранее (в начале учебного года) ученикам сообщаются 5 направлений, в рамках которых будут сформулированы темы сочинения. В 2017/2018 учеб- ном году выпускникам были предложены следующие направления: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и тру- сость», «Человек и общество». Многие произведения классической русской ли- тературы могут стать литературным материалом для раскрытия той или иной темы. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», традиционно входящий в школьную программу, предоставляет большие возможности для рассмотре- ния на примере характеров и судеб его героев всех указанных выше проблем, особенно вопросов верности и измены, равнодушия и отзывчивости, смелости и трусости. Рассмотрим, на каких эпизодах из текста они могут быть раскрыты. Направление «верность и измена» предполагает рассуждение о противопо- ложных проявлениях человеческой личности, которые можно рассматривать с разных точек зрения – философской, этической, психологической и т. д. По- нятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного вы- бора (как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте). Данную проблему в личностном аспекте можно рассмотреть на примере судьбы главных героев. Измена является одной из главных причин несчастливого брака Пьера Безухова и Элен Курагиной (это отношения графини с Долоховым, кото- рые завершаются дуэлью, и с Борисом Друбецким). Проверке на верность под- вергаются и чувства Наташи Ростовой к Андрею Болконскому (и вновь источ- ником зла оказывается семейство Курагиных – «подлая и бессердечная порода» [2, с. 722], по точному определению Безухова). Проблема верности и измены решается в романе и в социальном аспекте. Это и верность воинскому долгу
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=