Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
125 Алексеич велик, Не токмо как русский писатель, Но также как русский му- жик»), особое внимание со стороны Толстого к женщинам («Служанка его, Се- рафима, Любила по саду гулять, Толстой это дело приметил И стал за ней ухажи- вать», «Однажды любимая мама Пошла посмотреть сеновал. Там с мамой случи- лася драма, Граф маму там поцеловал», «Однажды любимая мама На барский по- шла сеновал. Случилась ужасная драма – Граф маму изнасиловал»), множество незаконнорожденных детей графа («Случилась ужасная драма, И мама меня роди- ла», «В результате такого фулюганства Родился подкидышем я», «Подайте ж, по- дайте, славяне/граждане, Я сын незаконный его», «Его незаконный я сын», «Я родственник Левы Толстого, Его незаконнорожденный внук»). Варианты песен-переделок содержат то, что в современной публицистике принято называть мифами о Толстом. «Девять мифов о Льве Толстом и его творчестве» рассматривает П. Басинский [1], «пять мифов про Льва Толстого» представлены на страницах еженедельника «Аргументы и факты» [3], «Семь мифов о Льве Толстом» сформулировали и прокомментировали сотрудники му- зея-усадьбы «Ясная Поляна» [6] и т. д. Наиболее популярным из этих мифов, без сомнения, является миф о половой распущенности графа и о его внебрач- ных детях. Благодаря ему в песнях-переделках в отличие от авторского текста появляется другое «центральное событие»: акцент перемещается с семейной драмы, вызванной взаимонепониманием Толстого и Софьи Андреевны, на дру- гую «драму», случившуюся на графском сеновале, в результате которой якобы появился на свет лирический герой (он же – исполнитель) песни. В реальности у Льва Толстого был только один внебрачный сын. Он родился в 1860 году, за два года до женитьбы писателя на Софье Берс. Будучи женатым человеком, Толстой никогда не нарушал супружеской верности и с гордостью отмечал, что они с супругой «прожили честную и чистую семейную жизнь» [6]. Еще один миф, отраженный в песнях-переделках, сформулирован сотруд- никами музея-усадьбы «Ясная Поляна» следующим образом: «Лев Толстой хо- дил босиком и носил крестьянскую одежду». Поводом к возникновению этого мифа стали произведения И. Репина – этюд, изображавший Толстого стоящим на молитве в лесу, и полотно «Л. Н. Толстой босой». Сам писатель не одобрял этих работ и запечатленный на них образ: «Недостает только, чтобы меня изо- бразили без панталон» [6]. Очевидно, что в музыкальном фольклоре о Л. Н. Толстом, как и в немузы- кальном (предания, анекдоты), осуществились два разнонаправленных процес- са – мифологизация и демифологизация личности великого писателя. Причем мифологизируется Толстой в народной лирике, превращаясь в условного, идеа- лизированного героя величальной песни, а демифологизируется в городском музыкальном фольклоре, где его образ иронически снижается. Интересно, что вместе с мужем мифологизируется и демифологизируется Софья Андреевна Толстая – «молодая боярыня» в народной лирике и виновница семейного «страшного разлада» в городском фольклоре.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=