Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
12 Надо тоже упомянуть многочисленные инсценизации и экранизации про- изведений Толстого – это театральные постановки, балеты, мюзиклы, телеспек- такли кинофильмы, телевизионные сериалы и минисериалы, фильмы-балеты. Они создавались не только в России, но и в США, Франции, Италии, Индии, Аргентине, Великобритании, Германии и т. д. и иногда их сюжет сильно отли- чался от произведений, по мотивам которых они были сняты. Все приведенные выше примеры показывают, что Лев Толстой и его про- изведения стали неотъемлемой частью поп-культуры и в них можно найти все отличительные черты массовой культуры. Во-первых, все они нацелены на массовое производство и распространение – как фильмы, комиксы, так и демо- тиваторы, карикатуры, одежда и т. д. Они используют интересные сюжеты из произведений Толстого и образ самого писателя, который сильно повлиял на русскую литературу и культуру. Большинство примеров характеризуется про- стотой, отрицанием и даже высмеиванием прекрасного и возвышенного. Почти всем примерам присущи цитирование, сериальность и вариантивность. Образ Толстого репродицируется в разных вариантах (Толстой-писатель, Толстой- хипстер, Толстой-жнец), однако в основном повторяются стереотипные знания о писателе – бородатый мужчина, граф, который ходил босым, был вегетариан- цем, работал в поле как мужик и очень любил детей. Можно задуматься, почему именно Лев Толстой, а не какой-то другой рус- ский писатель так прочно вошел в поп-культуру. Истоков популярности Тол- стого искать надо в его творчестве, внешнем виде, эстетических и религиозных взглядах. Еще при жизни писателя люди интересовались не только его произве- дениями, но и его частной жизнью, привычками. Одни восхищались, другие были возмущены тем, что Толстой сам шьет сапоги, работает в поле с косой и за плугом, ходит босый, не ест мясо. Этот интерес поддерживали журналисты русских и зарубежных газет, которые приезжали в Ясную Поляну брать у Тол- стого интервью. Большой резонанс в обществе имело отлучение писателя от церкви и то, что он не воспользовался предложенной ему возможностью от- речься от своих взглядов. Итак, еще при жизни Лев Толстой стал знаменито- стью, которой интересовались многие, о которой писали в газетах и личная жизнь которой привлекала внимание общества. Он был настолько выдающейся, сильной и необыкновенной личностью, что стал иконой поп-культуры. Литература 1. Буряковская, В. А. Коммуникативные характеристики массовой куль- туры в медийном дискурсе (на материале русского и английского языков) / В. А. Буряковская. – Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2014. – 227 с. 2. Костина, А. В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Пони- мание. Умение / А. В. Костина. – 2006. – № 1. – С. 28–35. 3. Мелешко, Е. Д. Л. Н. Толстой: Нравственные основания культуры / Е. Д. Мелешко, И. А. Рождественская // Научные ведомости БелГу. – Сер. «Фи- лософия. Социология. Право». – 2015. – № 20 (217). – Вып. 34. – С. 170–173.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=