Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

119 Андрей окончательно приходит к правде и всепрощению непосредственно пе- ред смертью во время Отечественной войны. Но если Болконский, познав все свои ошибки, умирает со знанием истины, перешедшим к нему от других лю- дей, то задача Монтэга теперь – явить людям истинный лик этих ошибок и убе- речь мир от совершения ошибок новых, став живой «памятью» человечества. Проблема истинного и ложного связана с проблемой самоопределения и умения оставаться собой независимо от влияния окружения, обстоятельств. При всем различии ситуаций, мест и времени, к которому принадлежат герои произведений Толстого и Брэдбери (Россия в период наполеоновских походов и Отечественной войны в «Войне и мире» и вымышленный тоталитарный город будущего в «451° по Фаренгейту») персонажи находятся на определенной сту- пени поиска самого себя. Ко всему прочему, оба произведения демонстрируют отношение персонажей к их окружению, как и при каких обстоятельствах это отношение к людям меняется, насколько окружение воздействует на воспри- ятие героями общества и отдельных личностей – представителей данного об- щества. В романе Толстого это, в частности, отношение Андрея Болконского к Наташе Ростовой, порицание и прощение ее после непростой ситуации, во- влекшей в себя Анатоля Курагина. Также показано, как поменялось отношение Болконского к самому Курагину во время Отечественной войны: от неприятия до жалости, сострадания и понимания, что приходит к персонажу после битвы, где и князь Болконский, и Курагин смертельно ранены. «Да, это он; да, этот человек чем-то близко и тяжело связан со мною <...> Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле»[2; с. 225]. Такое принятие чело- века является ничем иным как проявлением гуманности к людям, к чему при- водит Болконского озарение незадолго до смерти героя. В отличие от Болконского Гай Монтэг находится в более узких рамках, четко и безоговорочно выполняя работу, предписанную ему. Тем не менее, он способен был понять людей, которые выбивались за пределы ограничений без- ликого общества, описанного в повести (Кларисса, героиня, способствовавшая развитию героя, а также неизвестная женщина, погибающая ради защиты сво- их убеждений) и сострадать им, осознавая, в то же время, что именно эти люди являются носителями истинного человеческого. Гуманность, в целом, отличает этого героя повести от большинства других, находящихся под давлением системы, в ней. К самоопределению и Болконского, и Монтэга подталкивают люди, сами отличные от общества, но не бунтующие против него, а являющиеся самими собой, за рамками «норм» общества, по своей природе – это Наташа Ростова, свободная от предубеждений, умеющая ценить жизнь в самых, казалось бы, не- значительных ее проявлениях, сопереживающая человеку независимо от его статуса и положения, в романе Толстого и Кларисса Маклеллан, увлеченная природой и книгами, тонко чувствующая эмоции, в повести Брэдбери. Несмот- ря на то, что судьбы девушек диаметрально разные, отчасти именно эти герои- ни своеобразием своего морального облика заставляют сомневаться персона-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=