Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
118 большей части, связанной с действиями правителей, их приближенных, лучших представителей высшего света – в противовес военному быту простых людей. В толстовском произведении война предстает противоположными явлениями в глазах знати/правительства и народа. Если для первых военное действие – де- ло честолюбия и личной выгоды, то для вторых это дело защиты родины от на- полеоновских захватчиков; к народу в ходе романа примыкают представители дворянства (Болконский, Петя Ростов, Пьер Безухов). История любой войны – это история движения всего человечества, имеющего своей основой народ, мо- гучую неудержимую силу. В то же время война в «Войне и мире» – неизбежное «страшное дело» и «страшная необходимость», вовлекающая в себя массы ради исхода, от которого зависит «вопрос жизни и смерти человечества», и, тем не менее, осуждаемая , как любое «противное человеческому разуму и всей чело- веческой природе событие». Тему войны не обходит стороной повесть- антиутопия Брэдбери «451° по Фаренгейту». В данной повести кульминация – военные действия против безымянного тоталитарного города – где разыгрыва- ется действие произведения – приводящие к последующему его уничтожению, а также к воспоминанию об истиной сущности человечества и о том, к чему приводило незнание и намеренное игнорирование людьми ошибок прошлого, включая войну. «Когда-нибудь мы вспомним так много, что соорудим самый большой в истории экскаватор, выроем самую глубокую, какая когда-либо бы- ла, могилу и навеки похороним в ней войну», – такую надежду изъявляет один из персонажей в конце повести. Таким образом, при несколько различном под- ходе к военной теме Толстого и Брэдбери одно из основных посланий худо- жественных текстов – война как действие абсолютно противоположное челове- ческой сущности. Одной из проблем, исходящих из темы войны, является проблема ложного и истинного, «вечного» и «преходящего» в жизни человека. Подобное открове- ние приходит к Андрею Болконскому в одном из знаменательных эпизодов, описывающем Аустерлицкое сражение, в образе «высокого, бесконечного не- ба», противопоставленного «озлобленным и испуганным лицам» воюющих сторон – от рядовых солдат, борющихся за банник, до «маленького и ничтож- ного» Наполеона с «сиюминутными» интересами; в этот момент разрушается «стена» между человеком и истиной. Более радикально истина окончательно являет себя людям при гибели города во время бомбардировки в «451° по Фа- ренгейту», заставив исчезнуть «огромные радио- и телевизионные станции с их бездной красок, света и пустой болтовни», холодные зеркальные стены телеэк- ранов, заменившие собой людей и правду. Однако Болконский за моменты до поражения во время Аустерлицкой битвы и откровения еще отчасти подчи- нялся действию «ауры» «парадности» и ложных настроений и идей, главный же герой повести Брэдбери, «пожарный» и борец с «неугодными, опасными для общества» книгами Гай Монтэг, пришел к правде до кульминации, сумев разо- браться в своих ошибках и определив, что неверно. Тем не менее, окончатель- ное его нравственное очищение и самоопределение происходит после исчезно- вения города, частью которого некогда был Монтэг, подобно тому, как князь
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=