Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
112 неизгладимый след в душе. Сюжет в книге был, словно не как история далекого прошлого, а как самый оперативный комментарий всего того, что происходило. Называя Льва Толстого любимым писателем и учителем, А. Нурпеисов отмеча- ет, что не может точно определить, то ли эпопея «Война и мир», то ли личность Л. Толстого дала толчок к желанию самому написать роман о войне. В 1995 году, будучи Лауреатом Государственной премии СССР, классиком казахской литературы, выражая позицию «чернильного племени» на одном из политических форумов, А. Нурпеисов призывал не забрасывать культурную жизнь на какую-нибудь пустынную отмель, а способствовать объединению на- родов, прививая им чувство доверия к ближнему, уповать на чувства братства и солидарности. В этом смысле писатель апеллировал к личности Л. Н. Толстого: «Лев Николаевич Толстой однажды, уже в преклонном возрас- те, сказал, что он «старичок обоюдный» сказал вроде бы невзначай, между про- чим. <…> Говоря об обоюдности, он наверняка имел в виду вообще закон все- ленский, независимо от того, относится он к общественности или, быть может, сугубо человеческим отношениям, построенным на взаимном понимании и до- верии. Мир не помнит, чтобы Лев Николаевич делил людей на этносы, на наро- ды, ибо он душой и духом был высок… <…>. Не потому ли в самый разгар кавказской войны в России Львом Николаевичем была написана повесть «Хад- жи Мурат», которую человечество воспринимало как гневный, бескомпромисс- ный протест против колониальной политики царизма?» [8, с. 372]. Приведенные нами примеры высказываний о Л. Н. Толстом казахских ху- дожников слова, краткий анализ их взглядов и творчества, свидетельствуют о том, что личность писателя занимает особое место в литературном и культур- ном пространстве современного Казахстана. Литература 1. Каратаев, М. Мировоззрение и мастерство. Книга статей и литературных портретов / М. Каратаев. – Алма-Ата: Жазушы, 1965. – 564 с. 2. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] / В. Л. Абушен- ко; Сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. // Режим досту- па :http://lineburg.ru/philosophy/novejshij_filosofskij_slovar '__sost 3. Сатпаева, Ш. К. Веяние времени. Статьи / Ш. К. Сатпаева. – Алматы: Гылым, 2000. – 600 с. 4. Ауэзов, М. Путь Абая. Т. 3. / М. Ауэзов. – Алматы: Ана тили, 1997. – 328 с. 5. Шакарим. Казах в зеркальном отражении. – Семей, 2008. – С. 264. 6. Шарипова, Г. А. Интертекстуальное пространство литературы / Г. А. Ша- рипова. – Астана: Изд-во ЦНТИ, 2007. – 284 с. 7. Шаханов, М. Заблуждение цивилизации (Сага о нравах эпохи) / М. Ша- ханов. – Алматы: Жазушы, 2000. – 448 с. 8. Нурпеисов, А. Возвышая наши святыни. Статьи, очерки, эссе / А. Нур- пеисов. – Алматы: Онер, 1996. – 432 с.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=