Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

111 Словно ответ на философские позиции Л. Толстого и Шакарима звучит стихотворение «Теорема взаимопонимания» современного поэта, общественно- го деятеля Мухтара Шаханова. В условно выделяемой первой части произве- дения поэт изображает сцену последнего диалога Льва Николаевича с Софьей Андреевной. «Сто зол разоблачивший» писатель на смертном одре прощает супругу, признавая, что быть женой Толстого – тяжкий крест. Но тяжелее быть растерзанным глухотой ее и непониманием. Далее поэт сообщает: «ТОЛСТОГО БОЛЬШЕ НЕТ, О, гений, опочивший, Как был несчастлив ты, мудрейший из людей! [7, с. 204]. В третьей части поэт, словно доказывая идею взаимопонимания, метафо- рично восклицает: Непонимание, ты что? Беда невинных? Но не хотеть понять – тяжелая вина! О, сколько же путей я знаю половинных, О, сколько родников, заиленных до дна! Непонимание – предатель и убийца, Палач, терзающий средь тьмы и глухоты [7, с. 205]. Классик современной казахской литературы Абдижамил Нурпеисов (1924), автор широко известной трилогии «Кровь и пот» и дилогии «Последний долг», в своих статьях, эссе и очерках размышляет о литературных взаимосвязях рус- ской и казахской литератур. Герои его публицистики И. С. Тургенев, Ф. М. Досто- евский, И. А. Гончаров, М. Горький, Л. Леонов, М. Шолохов и, безусловно, Л. Н. Толстой. А. Нурпеисов уверен, что каждый из его братьев по перу не только воспитывал свой художественно-эстетический вкус под влиянием лите- ратурного наследия этих писателей, но и смотрел на мир «всевидящим оком ге- ниев». Затрудняясь сказать определенно, какое произведение вышеназванных писателей и каким образом оказало на него прямое воздействие, писатель убе- жден, «что без воздуха и света художественного мира Толстого и Горького, Шолохова и Ауэзова я не только как литератор, но и как простой смертный чувствую себя безжалостно обокраденным и обделенным и полагаю: вообще невозможно представить сколько-нибудь нормальную духовную жизнь без «витаминизации» их великого творчества» [8, с. 81]. В статье «Ощущение близости» (1978) А. Нурпеисов отмечает «благотвор- ную, гуманистическую идею» творчества великого Л. Н. Толстого, способную преодолеть «языковые, социальные и иные барьеры». Русский писатель, по Нурпеисову, – один из немногих людей, духовную власть которого невозможно не ощущать везде и беспрестанно В эссе «Мой литературный дебют» (1982) А. Нурпеисов, участник Великой Отечественной войны, вспоминает, как вошел в литературу с автобиографиче- ским романом о войне «Курляндия» (1950) и как в фронтовые годы в его руки попала «Война и мир» Л. Толстого и оставила кроме огромного впечатления

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=