Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
107 сти: восуществление в новой ступени купече- ской гильдии. ное, по следам ее, возвращение к саням и к замер- зающему Никите, завещание по- следнего. и радость ухода за Ним, одоб- ряющим его по- ступок состра- дания ближнему «И он чувству- ет, что он сво- боден». го звали Васили- ем Брехуновым, занимался всем тем, чем он за- нимался». Пре- одоление страха смерти, духовно- душевная связь с работником: «Жив Никита, значит, жив и я». Заключение . Основную группу изобразительных маркеров во взаимодей- ствии художественного мира Л. Н. Толстого и памяти культуры составляют символы. Возникшие вне литературного опыта, они отражают смыслы архаи- ческого мировидения человека. Таковы: 1) оппозиции Петербург – Сибирь (цивилизация икультура); один – множество (выломившийся из своей среды ге- рой и окружающее общество); свет – мрак, добро – зло (символы извечного противостояния); 2) местопребывание взыскующего истины человека (лес, пус- тынь, монастырь, келья); 3) символика «вертикали» и «горизонтали» (в их сре- докрестии прозревают герои); 4) символика чисел (три, четыре, шесть, семь, десять), особенно значимы в творении микрокосмоса души героя числа шесть/семь; 5) символика цвета (белый – серый), причем «белый» обретает не- гативный смысл. Литература 1. Махлина, С. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник: В 2-х кн. / С. Махлина. – СПб.: Композитор СПб, 2003. – Кн. 2. – 340 с. 2. Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 18. Письма. 1842–1881/ Коммен- тарии С. Розановой / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит-ра, 1984. – С. 297–911. 3. Толстой, Л. Н. Круг чтения. Избранные, собранные и расположенные на каждый день Л. Толстым мысли… / Л. Н. Толстой; Сост., вступ. статья А. Н. Николюкина. – М.: Политиздат. 1991. – Т. 1. – 399 с. 4. Тресиддер Джек. Словарь символов / Джек Тресиддер; Пер. с англ. С. Палько. – М.: Фаир-Пресс, 1999. – 448 с. 5. Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 12. Повести и рассказы. 1888–1902 / Коммент. В. Я. Линкова / Л. Н. Толстой. – М.: Худож. лит-ра, 1982. – 478 с.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=