Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
106 же, пережив ужасное состояние одиночества-бегства и страха смерти, преобра- жается. Теперь, после катарсиса, его религия – ни деньги, ни слава, ни покупки и продажи, а радость спасения Никиты и голос того, кто одобрял его поступок с высоты Небес и звал к себе. Таким образом, Толстой вписывает своих героев в национальную тради- цию богопознания, явив сакральный образ Неба и вестническую символику его атрибутов. Среди последних господствующее положение занимает ветер (ча- стность употребления 58 раз), который тормозит движение героев, и снег (част- ность – 63), который покрывает окрест беспросветной мглой и холодом савана. Особый интерес представляет «профанная» горизонталь жизни героев Толстого и вертикаль их духовного пути к свету Небес. Это позволяет показать в качестве вывода модель жития Василия Брехунова или толстовскую пара- дигму Неба-Хозяина работников, то есть всех, по Его воле живущих на земле. В основе актуализации модели-этики – прием соположения этапов биографи- ческого пути жизни толстовского купца на его пути к прозрению: Биографический путь жизни героя Ситуативные события метельного пути Символико- мистический путь купца Доминанты мотивов последнего пути Расширил отцовское «де- ло» так, что нынче имя его гремит по всей округе Отречение от жи- вой души своего работника, пре- дательство Бре- хунова Покаяние и от- речение от жи- вотной души эгоиста и себя- любца Распоясание шу- бы, согревание своим теплом ра- ботника; катар- сис Сыну семь лет, его он мыслит наследником почти миллионного со- стояния. Вид сына ему доставлял «теперь боль- шое удовольствие» Угон лошади и бегство из эгои- стических побу- ждений во имя спасения своей жизни. Работнику «все равно уми- рать», а ему, куп- цу, «слава богу, есть чем пожить» Деятельное со- страдание и ре- шимость от- резвленного хо- зяина помочь «зазябшему» Никите. Гово- рит сам себе, «про то, что он отогреет мужи- ка» Нисхождение по социальной лест- нице – восхож- дение по душев- ной сути, радость торжества здра- вого смысла над нелепой мечтой о выгодной сделке Немилая жена, которая «очень уж необразованна, обхождения настоящего не знает», но вскоре ро- дит еще одного дитя Падение в лощи- ну, ужас одино- чества, моление о спасении: «Цари- ца небесная, свя- тителю отче Ми- колае, воздержа- ния учителю» Сновидения: свечной ящик, калоши, при- росшие к полу, постель, надо либо торговать рощу, либо по- править шлею на лошади Прозрение героя, дорастающего до обретения рели- гиозно- нравственного смысла жизни: «ведь он не знал, в чем дело» Предстоящая покупка Горячкинского леса – со- бытие огромной важно- Попытка догнать лошадь, блужда- ние и неожидан- Пришествие и зов Господа Бо- га, просветление Раскаяние: «…зачем этот человек, которо-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=