Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

105 богоугодное – это не столько уход от зла мира, молитвы и добродетель церков- но-монастырской жизни, сколько «чашка воды», поданная страждущим без мысли-ожидания благодарности. Серый цвет, приближенный к портрету этой женщины и к обстановке ее семьи, являет под пером автора мотивы рассуди- тельного самоотвержения и христианского служения ближним. Белый – тради- ционный цвет света, олицетворенной чистоты – реализовался в повести «Отец Сергий» негативной стороной, ассоциируясь с символикой мрака, наваждения и дьявольского обольщения. В каждом из монастырей герой пребывает в течение шести лет, после седьмого года добровольно меняет место пребывания, чтобы противостоять соблазнам популярности в миру, среди которых немаловажна молва об извест- ном его поступке «разрыва» со своей средой, притягательная для святой обите- ли, и о чудесах исцеления, приписываемых ему как святому отцу. Реактуализа- ция сакрального числа творения Бытия – за шесть/семь дней – соотносима с разными этапами жизни отца Сергия на пути его познания истины и освобож- дения от животной души и чувства своего превосходства над другими. После «падения» с купеческой дочерью и бегства из пустыни бывшей зат- ворник скитается вместе со странниками по безграничным русским просторам. Этот период «несения креста» имел, по авторскому замыслу, конечную цель – сослание героя в Сибирь, где чистота жизни была несравнима с оскверненным миром высшего общества. Оппозиция « столица – провинция» организует анти- тезы судьбы князя Касатского: юность в иллюзорном блеске Петербурга → ста- рость в бытийном просторе Сибири; несостоятельный обет монашества → мудрое подвижничество бывшего аристократа по крови, «ныне» – аристократа по духу: учит в Сибири детей и ходит за больными. Проведя своего героя через испытания женщиной, карьерой и богатством, словом, через все то, что называется соблазнами мирской жизни, а также аске- зой затворнической кельи и несением креста странничества, Толстой возвраща- ет его в мир. Но в мир такой, где он обретает привычку к делу и трудится. В русском обществе 1895 года ни одно литературное произведение не рас- пространялось с такой быстротой, как «Хозяин и работник» [5]. Путь прозрения главных героев повествования, купца Брехунова и его ра- ботника Никиты, пронизывает символика атрибутов неба и метафора его аб- солютной власти над землей. Поэтому образы персонажей, выехавших, невзи- рая на грозные предзнаменования небес (кружение ветра, метельная поземка), в путь (выгодная торговая сделка), предстают не только в социально-бытовой модели рассказа, но и в естественно-природном всевластии мифа о Небе. Из- любленный в творчестве Толстого образ небесного пространства, его трансцен- дентности и величия его атрибутов в рассказе не исчерпывается честолюбивы- ми порывами героя-купца. Мысль о вероятной скорой смерти в снежной пус- тыне ночи не кажется Никите, а позже и Брехунову, ни особенно неприятной, ни особенно страшной. Первому – потому что он всегда чувствовал, что поми- мо земных хозяев, подобных Брехунову, которым он служил здесь, есть глав- ный Хозяин, который пребывает на Небе и послал его в эту жизнь. Брехунов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=