Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
102 Г. А. Шарипова СИМВОЛЬНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО ЭПОХИ 1880–1890-х ГОДОВ Введение . Одним из действенных приемов изучения творчества Л. Н. Толс- того как бытийной константы «единства культурного опыта поколений, о чем гласят цели и задачи конференции, является рассмотрение таких опознаватель- ных примет поэтики писателя, которые связаны с понятием символа. В мозаич- ной множественности толкований этого феномена, ведущих отсчет от антич- ности и до современности, остановимся на концепции Вл. С. Соловьева (1853– 1900). Философ, младший современник Л. Н. Толстого, он доводит свое пони- мание символа «до некоей универсальности», отметив такие смыслы его, кото- рые через его учение о «душе мира», «солнце любви», «Софии»ио «Всеединст- ве» обрели национальное своеобразие. «Соловьев считал, что символ есть: 1) знак, но знак, имеющий бесконечное количество значений, наделенный всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа; 2) образ, но об- раз, взятый в аспекте своей знаковости; 3) миф, включенный в сферу сознательно- го, содержащий наряду с чувственными представлениями и абстрактные построе- ния; миф, но не как воплощение мифологического сознания, а в наивысшем своем развитии, рассмотренном на уровне теософии, теургии, теофании; 4) понятие, на- деленное личностной судьбой; 5) специфическая «единораздельная целостность», концентрированно выражающая определенный социокультурный смысл и рас- крывающая мистический запредельный мир» [1, с. 180–181]. По всем признакам, подобное обозначение смыслов символа предполагает целокупность многообразия мира. Не останавливаясь на специальном вопросе о непростых отношениях Л. Н. Толстого и Вл. С. Соловьева, обратим внимание лишь на то, что их знаком- ство произошло около 10 мая 1875г. в Ясной Поляне. До этого Толстой прочел ма- гистерскую диссертацию Вл. С. Соловьева «Кризис западной философии. Против позитивистов» и отметил, что она ему «очень понравилась» [2, с. 760]. Символьный мир как художественная явленность узнаваем в тех про- изведениях Л. Н. Толстого, замыслы которых вынашивались и осуществлялись в эпоху 1880–1890-х годов. Эта эпоха, когда писателю было дано знать тревогу религиозно-нравственных исканий, когда он не вмещается в узкие рамки уче- ний и продолжает жить во всю ширь своей личности и со всеми ее противоре- чиями, открытиями и откровениями. Одно из значимых произведений Л. Н. Толстого, к написанию и редакти- рованию которого он неоднократно возвращался – рассказ «Будда» . Глубоко укорененный в русской культурной традиции писатель сознательно одухотво- ряет легенду о древнем подвижнике, чтобы напомнить своим художественным творением об исполнении закона жизни, закона Бога. Подобная авторская преднамеренность, соединив воедино главную тему – историю жизни человека, достигшего наивысшего предела духовного развития, и толстовскую идею пре-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=