Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

100 в портрет Черткова. В этом тоже выражается ее бессилие перед всепогло- щающей силой толстовства. Валентин Булгаков, юный толстовец, у которого глаза горят во время встречи с писателем, он искренне верен идеям толстовской общины в Телятин- ках. Жизнь здесь напоминает секту, в воздухе витает идея опрощения, провоз- глашаемая Л. Толстым, отрицания богатства. Однако знакомство В. Булгакова с Машей нарушает все законы общинной жизни. Он глубоко меняется. Если раньше он посвящал все свои мысли размышлениям о смысле жизни, то влю- бившись в Машу, он начинает существовать по жизненным законам, попа- дая в водоворот событий, частью которых он раньше не был. И если первона- чально Чертков поручал Булгакову следить бесстрастно за Л. Толстым, то те- перь у помощника писателя появляется иной взгляд на происходящее. Это своей игрой очень хорошо передал Джеймс МакЭвой. Раньше Булгаков был насквозь пропитан аскетизмом Л. Толстого, не верил в существование любви. Теперь все иначе. Булгаков вдруг начинает в лице Софьи Андреевны видеть любовь несчастной пожилой женщины, жаждущей ответного чувства. Она справедливо претендует на него, ибо многое сделала для своего мужа, многим пожертвовала. В результате она получает раскол в семье, одна часть детей становится на сторону отца, другая часть – на сторону матери. Разве этого она хотела, этого желала? Л. Н. Толстой уходит от обстоятельств и от жены. Валентин Булгаков, док- тор Маковицкий и дочь Александра сопровождают его. По дороге он заболева- ет, останавливается в Астапово. Там он находится в тяжелом состоянии. Софье Андреевне писатель оставил записку. Софья молится о своем муже в Ясной Поляне. И кажется, что в этом эпизоде Хелен Миррен передает всю боль, всю любовь, всю тревогу Софьи за супруга. Все-таки Софья Андреевна приезжает к умирающему супругу. Однако, Чертков всецело владеет ситуацией. Толстой, будучи как бы сегодня сказали медийной фигурой, и тут неподвластен себе, Чертков в первый приезд не пускает Софью Андреевну к мужу, который чувст- вует присутствие жены каким-то только ему ведомым чутьем. Именно в этот момент Софья Андреевна в сердцах бросает Александре страшную фразу, что лучше бы та оказалась в числе ее пятерых умерших детей. Страшные, нереаль- ные слова, ужас которых позднее сама осознает Софья Андреевна, попросив- шая Булгакова увести ее. Характерные кадры финала фильма. Траурный поезд, скорбящая Софья Андреевна. Кажется, что вся Россия скорбит, потеряв великого писателя. Его супруге все выражают сочувствие и соболезнования. Хелен Миррен показывает абсолютно несломленную сильную женщину, которая нашла силы и все-таки попрощалась с мужем. И тут можем вспомнить кадры документальной хрони- ки, которая запечатлела мечущуюся в растерянности жену писателя уже в Яс- ной Поляне вокруг могилы. Кажется, что она потеряла не только мужа, но и се- бя в тот момент. В «Последнем воскресении» мы наблюдаем несокрушимость и стойкость, а еще удивительную, всепрощающую силу любви, которая может творить чудеса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=