ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

99 ку. В детализации устройства новой квартиры отмечается, что измене- ние места стола влечет за собой недовольство больного Ивана Ильича. Его раздражительность, «страдание» вызывают нарушение порядка, заведенного в новой квартире, т.е. перемещение, перемена установ- ленного им, «правильного» места вещей: «Всякое пятно на скатерти, на штофе, оборванный снурок гардины раздражали его: он столько труда положил на устройство, что ему больно было всякое разруше- ние» [Толстой, 1984, 153]. На этом этапе своего внутреннего развития герой еще не понимает господство вещей (он «слеп»), и верит, что правильность жизни заключается в следующих словах: «легко, прият- но и прилично». Поэтому нарушение порядка, «неправильность» сразу же бросается ему в глаза, в том числе и рубец, прорезанный чем-то на лакированном столе. Причиной тому является бронзовое украшение альбома, отогнутое на краю. Жена отодвигает, а дочь неряшливо об- ращается с ним, хотя, как отмечается, отец составлял его с любовью. Подчеркивается дорогая цена альбома, его металлическая отделка, которая портит стол, но именно эта вещь становится предметной ме- тафорой семейной жизни Головиных. Герой старается навести порядок («загибал опять украшение»), т.е. поправить непоправимое. Споры возникают из-за того, что ни дочь, ни жена не хотят согласиться пере- местить «весь этот establissement с альбомами» [Толстой, 1984, 165] в другой угол, к природным цветам. Повторяется мотив перемещения, и вводится французское, чужеродное, описательное наименование стола, означающее «сооружение». Рубец на столе – вещная метафора перерезанной, переломанной жизни. Больной герой сам берется за ис- правление беспорядка, что вызывает со стороны жены неодобрение, обвинение в том, что он нарочно не пытается себя вылечить. Этот стол с альбомами задевает жену после смерти мужа, забунтовав, как и пуф. Это высказывание аллегорического значения: бессмысленность про- житой жизни подобна предметной жизни в убранной квартире. Об- ставление квартиры метафоризует жизненные стремления и поведение героя, в результате чего подменяется настоящая жизнь и в коммуника- ции между людьми проявляется оттенок лжи. К этому осмыслению приходит к концу жизни Иван Ильич. Действия умирающего, описанные в связи с тумбочкой, которую он опрокинул, тоже образуют параллелизмы с «борьбой» Петра Ива- новича с пуфом. Стремление овладеть вещами означает смерть чело- века, и это акцентируется и в употреблении местоимений: «опять на него нашел ужас, он запыхался, нагнулся, стал искать спичек, надавил локтем на тумбочку. Она мешала ему и делала больно, он разозлился

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=