ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

93 Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. [Текст] / Л. Н. Тол- стой. – М.: Худож. лит. 1978–1985. – Т. IV–VII: 1979–1981. РОЛЬ ИГРЫ В РАСКРЫТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ТОЛСТОГО Молнар Ангелика Сомбатхей, Венгрия Ключевые слова: Толстой, «Смерть Ивана Ильича», человеческие от- ношения, мотивы, вещи. Aннотация. В статье приводится анализ повести Толстого «Смерть Ивана Ильича» в ракурсе взаимосвязи тематического плана и мотивики. В произведении развернута проблема человеческих отношений и процесса са- моосмысления. Ее можно проследить многопланово, в частности в мотиче- ском сцеплении и метафоризации вещей. В настоящей статье нас интересуют пути развертывания некото- рых мотивов повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», которые являются опорными точками инновативного смыслопорождения текста. Об официальном прощании с трупом (тело умершего Ивана Иль- ича последовательно названо то трупом, то мертвецом) читатель узна- ет через посредство несобственно-прямой речи Петра Ивановича. Обывательский взгляд на происходящее дополняется с точкой зрения другого судебного коллеги, которая представляет жизнь как игру, про- тивопоставленную смерти. Фамилия Шварца означает «черное», и этот цвет может коннотировать определение дыры, которая тоже черная. При первом же появлении этот персонаж стоит высоко (выше кругозо- ра Петра Ивановича), на верхней лестнице (ср. функцию высоты). Снова представлено возможное альтер-эго главного героя, что доказы- вается не только его пристрастью к картам, но и свойствами его фигу- ры: он «чистоплотный» и элегантный. «Худая торжественность» Шварца скрывает особую «игривость», как главный признак – «соль» – его поведения и действий: он играет даже с цилиндром, как колодой карт. Его вид, «игривый взгляд» показывает, что панихида товарища воспринимается им только как случайность, нарушающая заведенный в карточном (показном) мире порядок.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=