ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

92 лась к Соне, обратившись по-французски к ней по приезде в Москву перед визитом Ростовых к старику Болконскому и считая ненужным вести разговор о наташиных делах при Соне, хотя и была уверена, что подруга ей обо всем доложит в подробностях. Соня останавливает побег Наташи с Курагиным, чтобы доказать, как она благодарна Ростовым и достойна любви Николая, а чтение ма- нифеста о начале войны превращается для нее, славившейся эффектным мастерством выразительности, как это ни парадоксально, в некий звездный час: «<…> с дрожанием голоса, происходившим преимущест- венно от внимания, с которым ее слушали, прочла ….» (6; 91). Во время сборов из Москвы, когда Наташа убеждает оставить все и взять ране- ных, Соня размеренно хлопотала о вещах, которые, к сожалению, нельзя было взять с собой, и «старалась захватить с собой как можно больше» (6; 328), подобно Бергу, мужу Веры, пожаловавшему к Ростовым за под- водой для прикупленного по дешевке шкафчика. Несостоявшаяся в Соне «ростовская порода» невольно обращает нас к урокам духовной биографии героев писателя, не сумевших со- хранить духовные константы Русского мира, сводящиеся к чувству укорененности в духовной традиции и неотделимости судьбы человека от народной мудрости ощущения себя в связях с другими, что пере- жил перед смертью князь Андрей, встретивший снова Наташу и наме- ревавшийся снова вернуться к жизни, когда размышлял о спаситель- ной сопричастности судьбы человека к миру, но в то же время поймал себя на том, что «это были только мысли <…> что-то было односто- ронне личное , умственное – не было очевидности» (7; 69–70). Обращаясь в «Войне и мире» к своим современникам, застигнутым врасплох чужеродными для национального самосознания влияниями европейской традиции, Толстой развенчивает чувство исключительно- сти как духовную деформацию человеческой природы и вступает в диа- лог с нами, считая, что ему «приходится молчать с живущими вокруг людьми и говорить только с теми далекими по времени и месту, кото- рые будут слышать» [Толстой, 1928–1958, 56, 76]. Понимая «Войну и мир» в контексте большого времени, необходимо приложить все уси- лия для формирования полноты внутреннего мира человека, ведь только лишь таковым, преодолевшим духовную опустошенность он сможет посвятить себя другим и в служении другим нравственно состояться. Литература Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. [Юб. изд.] [Текст] / Л. Н. Толстой. – М.: ГИХЛ, 1928–1958. – Т. 1–90.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=