ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
89 СОНЯ В СИСТЕМЕ ГЕРОЕВ «ВОЙНЫ И МИРА» Л. Н. ТОЛСТОГО: КОНСТАНТЫ И ПЕРЕМЕННЫЕ «РОСТОВСКОЙ ПОРОДЫ» А. С. Кондратьев Липецк, Россия Ключевые слова: концепция человека, Ростовы, духовная традиция, соборное миропонимание, нравственная опустошенность, соблазн исключи- тельности, несостоявшаяся судьба. Аннотация. Ставится вопрос об истоках и смысле несостоявшейся судьбы Сони, оказавшейся не укорененной в духовном опыте Ростовых, неот- делимом от народной жизни, и сосредоточившейся на актуализации собст- венных достоинств и незаурядности на путях жертвенного противостояния себе самой и близким. Постигая закономерности становления национального характера в пору либерально-демократических соблазнов преображения по за- падно-нигилистическим лекалам православной России, Толстой в «Войне и мире» «старался писать историю народа» [Толстой, 1928– 1958, 15, 35], отстоявшего духовную традицию отечественной культу- ры и истории в противостоянии наполеоновской орде , одержимой мес- сионерским призванием спасительного преобразования русской жиз- ни. И в связи с этим на первый план повествования выходит «известный всей Москве» дом Ростовых на Поварской, или «ростов- ская порода», выделенная писателем вопреки родовитым Болконским, восходящим на генеалогическом древе к Рюрику. Художественная антропология Толстого определяется максимой Все и часть Всего , так что обретение человеком духовной состоятельности предполагается «в переходе себя, как отдельного существа, к осознанию себя Всем» [Толстой, 1928–1958, 57, 120]. Дом Ростовых, противопоставленный великосветскому салону Анны Павловны Шерер, где посетители строго ранжированы, отлича- ется возобладавшей атмосферой любви, слаженности и согласия в от- ношениях между людьми. Граф Илья Андреевич, который для Василия Курагина не кто иной, как грязный медведь и странноватый господин, приглашая гостей на именины супруги и дочери с одинаковым раду- шием и расположением «говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям» [Толстой, 1979,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=