ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

81 выпросили у кухарки, Мишке только третий достался, два предыд у- щих успел поймать на лету Тузик. Как видим, дети легко и быстро перенесли книжную ситуацию в реальную жизнь, на уровне своего детского опыта – в игру. Саму игру в соответствии с сюжетом рассказа Толстого можно поделить на две части: пленение и пребывание в плену. Дети хотят помнить не боль и мучения, а добро и помощь, отсюда и появление у положи- тельной и вызвавшей симпатии героини – Дины – вопреки художест- венному тексту подруги, девочек ведь, играющих в «кавказского пленника», двое. А вот главный, кульминационный момент толстовского расска- за – побег Жилина – из детской игры выпадает: пленные отказывают- ся бежать. И не только потому, что третий участник не читал «Ка в- казского пленника». То, к чему так стремился толстовский герой, в детской игре теряет свою актуальность: «Разве плохо в теплой яме? Над головой облака сквозь березки продираются, в кармане у Мишки еще кусок булки нашелся» (340). Девочки и сами присоединяются к сидящим в яме и легко находят этому оправдание: ведь пленников могло быть и четверо, а днем бежать не полагается. Так, плен пона- рошку приносит детям огромное удовольствие, игра по -новому пере- осмысляет толстовский текст. Дети очень остро почувствовали те жизненные проблемы, кот о- рые затрагивает в своем рассказе Толстой: человек на войне, свобода и ее потеря, сила и слабость, честь и достоинство, трусость и хра б- рость, боль и отчаяние, жестокость и великодушие, добро и зло. Во з- можно, впервые они соприкоснулись с такими сложными философ- скими и мировоззренческими вопросами. Они по -своему преодолевают неблагополучие ситуации «Кавказского пленника»: сначала в домысливании сюжета конструируют свой собственный мир, а потом в процессе игры переводят рассказ в иную реальность, вызывающую прямо противоположные эмоции. Игра ребенком и воспринимается как особая реальность, которая, с одной стороны, реализует окружающую действительность, а с другой – ее преобразу- ет. Девочки испытывают стремление преодолеть боль и страдания посредством игры. Проигрывание сюжета рассказа, вновь пережив а- ние похожих эмоций способствуют превращению их в иные, позво- ляют победить страх, ужас, боль. Здесь просматривается желание достичь не только безопасного, но и комфортного состояния. Тема вековой межнациональной вражды в рассказе Толстого в произвед е- нии Саши Черного оборачивается темой детской дружбы, детских

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=