ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

79 Но перед нами раскрывается не просто детское эмоциональное восприятие, сами девочки показывают себя достаточно квалифициро- ванными читателями. Они понимают, что придуманное наказание зву- чит по-детски и не соответствует характеру главного героя. Старшая Валя тут же корректирует сказанное и добавляет, что недостойно рус- скому офицеру, человеку чести, настоящему воину, снисходить до порки крапивой: «Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны… Марш! На все четыре стороны. И зарубите себе на вашем кавказском носу… Если вы еще раз посмеете сажать русских в яму, я вас всех отсюда из пушки, как …капусту порублю!» (338). Снова возникает по-детски наивное срав- нение пушки с привычным и понятным, но для девочек новое наказа- ние звучит более грозно и по-военному. На этом детская фантазия не останавливается, надо не только на- казать, но и воздать должное, поэтому юные читательницы решают, что освободившийся Жилин передаст Дине георгиевскую медаль. Судьба татарской девочки решается не только в ближайшем будущем: обучение русской грамоте, чтобы сама могла «Кавказского пленника» прочитать, но и в отдаленном. Только когда определится дальнейшая судьба Дины, девочки успокоятся. А решиться она должна в духе рус- ских народных сказок. Валя продолжает: «И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И потом крести- лась… И потом вышла за него замуж...» (338). Почти по-сказочному: «веселым пирком, да за свадебку». А то, что это он передумал женить- ся. Вот теперь, когда для юных читательниц эмоциональный груз снят, рассказ завершен на уровне героев, можно выбраться из дома на ули- цу. Причем, с явным облегчением и радостью. После слов старшей Вали о совместной судьбе Жилина и Дины младшая Катюша «даже взвизгнула от удовольствия, так ей понравился такой конец. Теперь, когда они расправились с татарами и так хорошо устроили судьбу Дины и Жилина, им стало намного легче…» (338). Интересно обратить внимание на тех героев Толстого, которых упо- минают в своем обсуждении девочки: Жилин, Дина, не персонифициро- вано татары и солдаты, но пока ни разу не назван Костылин. Слабый и трусливый герой не удостаивается внимания. Он явно не дотягивает до отрицательного персонажа, главные злодеи здесь – это татары, но и не вызывает симпатии и сочувствия, как главные герои: активный и деятель- ный Жилин и Дина, всем сердцем привязавшаясяк русскому пленнику. Но сюжет рассказа Толстого не исчерпан до конца и становится сюжетной основой игры. Девочки находятся во власти взволновавшего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=