ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
78 Все дело оказывается в прочитанном рассказе Толстого, чувства и эмоции девочек еще не остыли: «Только что прочли они в первый раз в жизни страницу за страницей по очереди «Кавказского пленни- ка» Толстого и разволновались ужасно» (337). Волнение и вопросы переполняют их, а поговорить не с кем: родителей нет дома, кухарка, «разумеется, не знает», вот разве что няня: «у нее ведь сын фельдфе- белем на Кавказе служил, письма ей пишет» (337). Да и ее нет, в гос- ти «укатила» . Один из главных вопросов для девочек: правда ли все описанное, «мучают ли так людей? Или когда-то мучали, а теперь запрещено?..» (337). Напомним, что сам Толстой дает такой жанровый подзаголовок своему произведению, как «быль». Исследователи также находят ре- альные исторические источники, которые могли лечь в основу расска- за Толстого. Это и собственный опыт писателя, его служба на Кавказе [Гусев, 1954, 173], и «Воспоминания кавказского офицера» Ф. Ф. Тор- нау [Авидзба, 2013, 8–12]. История, рассказанная Толстым, и воспринимается девочками как реальная: «Это ведь не детская сказка про Бабу Ягу…» . Отсюда неподдельное переживание и желание уточнить, правда ли все это. А поскольку узнать не у кого, то девочки компенсируют это тем, что строят свои предположения и домысливают свой вариант продолжения и финала истории. Первое, что, по-видимому, задело девочек – это страдания пленников, они даже спасение героев для них заслонили, отсюда и слезинка на щеке. Второе, что заставляет сердиться – это безнака- занность в рассказе Толстого татар, захвативших в плен русских офицеров. Единственное, что вызывает положительный отклик – это хороший конец: «Что ж, все-таки удрал он в конце концов бла- гополучно, – сказала со вздохом Катюша» (337). Наивный реализм юных читательниц легко оживляет в воображении литературных героев, в самих фантазиях они выходят за пределы художественно- го текста. От высказанного впечатления идут дальше. Нужно пой- мать тех татар, что мучали русских пленников, и наказать их самым страшным образом, на какой хватает выдумки у девочек: больно- пребольно высечь крапивой! Возраст героев не указан, можно предположить, что это дети младшего школьного возраста. По- видимому, такое предложение звучит очень эмоционально и с жес- тикуляцией: «Крапивой! Вот вам, вот вам! Чтобы не мучали, что- бы в яму не сажали, чтобы колодок не надевали… Не кричать! Не сметь кричать.. А то еще получите» (337).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=