ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

77 После отъезда за границу в своих произведениях Саша Черный не раз вспоминает Крестовский остров, и каждый раз он рисует идилли- ческую картинку прошлой жизни, например, в стихотворении «Весна на Крестовском» (1921) или в рассказе «Сырная Пасха» (1925). В каж- дом описании повторяются одни и те же приметы островной жизни: цветущие деревья в саду («курчавая пена» черемухи, «бледный румя- нец» яблони, алые точки-шишечки лиственницы), а также веселая реч- ка Крестовка с пристанью и лодочкой и белый флигель в саду. Рассказ «Кавказский пленник» открывается такой же картиной ярко- го весеннего дня. Причем, первое же предложение задает настроение все- му рассказу: «Так весело было в саду!» (335) 1 . Пейзажная зарисовка раз- ворачивается в целый очерк о жизни жителей Крестовки. Как далека она от повседневных забот и скучных будней: пышное цветение, яркая моло- дая зелень, птичий щебет, воробьиные разборки, собачьи гонки – окру- жающий мир переполняет ощущение невероятных жизненных сил. В ес- тественную радость жизни гармонично вписываются отдыхающие и развлекающиеся взрослые и дети: будь то мальчишки, раскачивающие лодку, веселая компания с гармошками, приплывшая в Крестовку с Невы, или старая бабушка, отдыхающая в кресле на балконе. Рассказ разделен на четыре небольшие части. Во второй из рас- пахнутого уличного пространства мы попадаем в уже знакомый белый флигель, где «тоже было радостно и уютно» (336). Описание кабине- та впервые подводит к настоящим событиям рассказа: «В шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг. Они отдыхали… А на стене, над старым, похожим на мягкую гитару, диваном висели портреты тех, кто книги эти когда-то написал: курчавый, благо- склонный Пушкин, седые, бородатые Тургенев и Толстой, гусар Лер- монтов с вздернутым носиком…» (336). На контрасте с шумной веселой жизнью Крестовского острова, уютного и тоже «радостного» кабинета главные героини – две маленькие девочки – появляются в рассказе со слезинкой на щеке одна и с серди- тым, надутым лицом другая: «только им во всем саду и доме в этот солнечный весенний день было грустно» (337). Автор тут же объясняет читателю, что их никто не обижал, даже предположение, что скворец, на которого сердито смотрела девочка сквозь стекло: «ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес» – всего лишь разыгравшееся воображение писателя. 1 Ссылки на художественный текст даются на данное издание внутри работы с указанием страниц в круглых скобках.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=