ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
75 Палиевский, П. В. Внутренняя структура образа [Текст] / П. В. Палиевский // Теория литературы, основные проблемы в истори- ческом освещении. Образ, метод, характер. – М., 1962. – С. 72–114. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. [Текст] / Л. Н. Тол- стой. – М.: Худож. лит., 1978–1985. «… ПРЕВЕСЕЛАЯ ЖЕ, ПРАВО, ШТУКА»: ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕЦЕПЦИЯ РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» В ОДНОИМЕННОМ РАССКАЗЕ САШИ ЧЕРНОГО М. А. Жиркова Санкт-Петербург, Россия Ключевые слова: рецепция, рассказ, литература русского зарубежья, воспоминания, жанр, герои, сюжет. Аннотация. В статье рассматривается рассказ Саши Черного «Кав- казский пленник» как литературная рецепция на одноименное произведение Л. Н. Толстого. Герои рассказа – две маленькие девочки прочитали книгу Тол- стого и решили в нее поиграть. Детское восприятие по-своему преобразует художественную действительность и через игру переосмысляет события. Публикация рассказа в эмиграции позволила вспомнить читателям родной Петербург и прикоснуться к русской литературе. По названию «Кавказский пленник» обычно сопрягают несколь- ко писательских имен: Пушкин, Лермонтов, Толстой. Реже к ним до- бавляют В. Маканина и еще реже называют Сашу Черного [Попалось только одно упоминание: Кула Й., 2014, 358]. Оно и понятно: почти все выше перечисленные авторы, точнее, их произведения, относятся к взрослой литературе, тогда, как рассказ Саши Черного о детях и для детей. Собственно, как и произведение Л. Н. Толстого ориентировано в первую очередь на детского читателя. «Кавказский пленник» Саши Черного – литературная рецепция, читательский отклик на толстовскую историю. Герои рассказа писате- ля-эмигранта – две маленькие девочки, которые только что прочитали книгу Толстого и решили в нее поиграть. Сам рассказ Саши Черного написан в Париже, в 1929 году. Как и многие эмигрантские произведения, он представляет собой воспоми-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=