ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

74 Человек по природе своей существо эмоциональное, создавая свой неповторимый метод, Толстой знал об этом и не мог не включить такой прием создания характеров как эмоциональное состояние. Момент авторского всеведения возникает во всем творчестве Тол- стого. В русской литературе не так легко найти писателя, в произведе- ниях которого вопрос о художественной организации произведения был бы столь важным для понимания авторского всеведения и смысла. Все важнейшие вопросы творчества сходились к одному фокусу – ав- торскому всеведению. В каждом написанном им предложении вопло- щена главная мысль, сопутствующая его творчеству с начала, а это ни много не мало ‘‘включая в свою работу такое понятие как ‘‘ авторское всеведение’’ Толстой осуществляет экспериментальную попытку со- вмещения под авторским началом образных и логических структур в рамках целого произведения. Отдавая предпочтение свободным фор- мам организации художественного материала, читатель получает ви- димость дневниковой записи, которая в целом оказывает влияние на восприятие произведения. Стремления Толстого в совершенствовании своего метода приво- дит его в поздних работах, а, в частности, в романах ‘‘Война и мир’’ и ‘‘Анна Каренина’’, к сближению автора, повествователя и героя во всех планах вплоть до нулевой дистанции между ними. Нельзя не отметить, что авторская позиция меняется в зависимо- сти от двух важных факторов – в целом воздействие литературного процесса XIX века и влияния тех традиций. Поэтому-то в проблемати- ке его произведений, рассматриваемых в данной работе, отмечается актуализация нравственных проблем современного общества конца XIX века, здесь находится и решение, которое неотделимо от пробле- мы социального быта общества. Актуализация же проблемы нравст- венности выражается в потребности активного введения в повествова- ние авторского голоса, проповеди авторской идеи, которая и является ‘‘авторским всеведением’’. Литература Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского [Текст] / Г. Б. Курляндская. – М.: Просвеще- ние, 1988. Осмоловский, О. Н. Принцип познания и изображения человека в романе Л. Толстого «Анна Каренина» [Текст] / О. Н. Осмоловский // Науч. докл. высш. шк.: Филол. науки. – М., 1978. – № 3. – С. 31–42.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=