ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

73 имевшим и не имеющим ничего подобного’’ [Толстой, т. 8, 317], где проявляется все сходство и в тоже время отчуждение от других влюб- ленных пар. Любовь им далась трудно, и тем она не похожа на других, и тем она не похожа на собственные представления о любви, семейном счастье: ‘‘Левин был женат третий месяц. Он был счастлив, но со- всем не так, как ожидал. На каждом шагу он находил разочарование в прежних мечтах и новое неожиданное очарование. Левин был счаст- лив, но, вступив в семейную жизнь, он на каждом шагу видел, что это было совсем не то, что он воображал’’ [Толстой, т. 9, 174]. Немало важным выступает и эмоциональное состояние героя, как особый прием использования художественных деталей. Эта подроб- ность, которую автор наделяет особой смысловой нагрузкой. Внутрен- ний мир героя в целом и в конкретный момент можно показать при помощи деталей быта, которые могут соответствовать или, наоборот, резко противоречить психологическому состоянию героя, но эмоцио- нальное состояние в творчестве Толстого, это нечто большее, под дей- ствием эмоций свершаются великие дела, которые приводят героев к нравственному пути. Вот, например: ‘‘Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздавав- ший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опус- тились: что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол. – Не смейте брать! – крикнул он. Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову. – Полноте, полноте, что вы? – шептали испуганные голоса. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой, как будто он гово- рил: ‘‘А, вот это я люблю’’ ’’ [Толстой, т. 5, 69] – подобный поступок Пьера обуславливается его мыслями и раздумьями, из-за которых он стал раздражителен и неустойчив к поступкам своего окружения и, в частности, эмоционального друга. По состоянию эмоциональности другой герой Толстого, Левин, ка- жется совершенно неэмоциональным персонажем, хотя и его одолевают и радости, и печали, и разочарование, и сомнение, которые он подавляет работой, в особенности после женитьбы: ‘‘Левин улыбался своим мыс- лям и неодобрительно покачивал головой на эти мысли; чувство, подоб- ное раскаянию, мучало его. Что-то стыдное, изнеженное, капуйское, как он называл это, было в его теперешнейжизни’’ [Толстой, т. 8, 514]

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=