ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

71 рюмое лицо, а являлось другое, детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения’’ [Толстой, т. 4, 120]. ‘‘Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красны- ми руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян’’ [Толстой, т. 4, 298], его психо- логические портреты раскрывали через его внешность, его внутренний мир и характер. Несмотря ни на что, для всех писателей внешность их героев являлась основополагающей для понимания характера. Толстой это хорошо понимал и выработал свою методику с поразительной дальнозоркостью, с которой он различал мелкие внешние признаки, также его взор, ничего не упуская, схватывал движения и жесты в со- тую долю секунды, кажется, что от него ничего не ускользало. Следующим приемом создания характеров героев-идеологов Тол- стого является, как отдельный прием воссоздания внутреннего мира персонажа, – речевые особенности, его диалоги и монологи. По этому поводу у Сократа есть хорошее высказывание: ‘‘ Заговори, чтобы я тебя увидел’’ . Речь героя как нельзя лучше характеризует его, показывая его склонности и пристрастия. Вот пример внутренней речи героя Кон- стантина Левина из романа ‘‘Анна Каренина’’: ‘‘ Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее, – думал Левин, вышедши от Щеб- рацких и пешком направляясь к брату. – И не гожусь я для других лю- дей. Гордость, говорят. Нет, у меня нет и гордости. Если бы была гордость, я не поставил бы себя в такое положение’’ [Толстой, т. 8, 101], – это пример внутреннего самоанализа неуверенного в себе чело- века, пытающего оправдать все произошедшее собственным отталки- вающим впечатлением, которое он производил в обществе, где находи- лась его Кити. Затем, в создании характеров выступают сложные обстоятельства, встающие перед героями на их пути. Каждый персонаж, равно как и каждый человек в реальности, переживает свои проблемы и те об- стоятельства, в которые их ставит судьба, разница лишь в том, как от- дельная личность с ними справляется. Герои же Толстого, в особенно- сти герои-идеологи, схожи в одном, путем сложных переживаний и исканий, они приходят к морально-нравственной жизни и законам. Приходят к вере, порой так необходимой нам всем. ‘‘ Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему’’ [Толстой, т. 8, 13], – неправда ли, это могло бы быть эпило- гом к описанию особенностей и героев-идеологов, если заменить одно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=