ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
70 Итак, все более и более углубленные религиозные искания позд- него творчества писателя не согласуются с эстетикой его более ранних романов, но этим и роднится Толстой в своем творчестве с ‘‘бегством от культуры’’ Ф. М. Достоевского, находившегося в противоречии с его новаторством в области духовного поиска своих героев. Они раз- рабатывают новое ‘‘духовное содержание’’ в своих романах. Сила его романов именно в том, что писатель, обладающий такой художественной чуткостью, виртуозно описал историю эпохи с соци- ально-нравственной, психологической стороны, представил душевные переживания разных людей в такое тяжелое время, а так же их духов- ные искания и устремления. Это касается в первую очередь героев- идеологов. Его герои приходят к простой, естественной жизни сквозь путь длительных исканий, а это мысль народная, вера. Он очень много работал над своим уникальным методом создания характера героя, с точки зрения психологии человеческой души. А это, в первую очередь, зримый образ героя , то есть прием портретной ха- рактеристики, описания героя. Литературный портрет, как известно, – это художественное изображение внешности персонажа: лица, фигуры, одежды, манеры держаться в обществе и общении. Портреты персонажей Льва Николаевича настолько точны и вре- зывающиеся в память своим постепенным разворачиванием сюжета с помощью выразительных деталей, фрагментарны, но тем они под- робнее, любых самых полных описаний коллег Толстого. Подаются при первом же введении персонажа в сюжет. Так, например, подается образ князя Андрея Болконского: ‘‘...по тому, как он вошел в комнату, было видно, что он один из тех светских молодых людей, которые так избалованы светом, что даже презирают его. Молодой князь был небольшого роста, весьма красивый, сухощавый брюнет, с несколько истощенным видом, коричневым цветом лица, в чрезвычайно изящной одежде и с крошечными руками и ногами’’ [Толстой, т. 4, 45] ‘‘...и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое корич- неватое лицо все дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что, чем безжизнен- нее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти ми- нуты почти болезненного раздражения’’ [Толстой, т. 4, 116]. А вот таким показывает нам автор зримый образ Пьера Безухова, очень схожего по своим характеристикам и манере общения с Констан- тином Левиным из романа ‘‘Анна Каренина’’: ‘‘...когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное и даже несколько уг-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=