ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

69 та, где ментальный план выявляется для него в подсознании, его снах, это событие несет колоссальную нагрузку. Внутренний психологический процесс мышления, проявляющий- ся в процессе потока сознания, определяет детализированное впечат- ление героя от мира. ‘‘ Дурно это было, или хорошо? – спрашивал себя Пьер. – Для меня хорошо, для другого приезжего дурно, а для него са- мого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорблен- ным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? ’’ [Толстой, т. 5, 201] – так размышлял Пьер, находясь на стан- ции, которого ничего не волновало, кроме содеянного им самим, яркий пример, на чем конкретно заостряется его психика. Это момент наи- меньшего контроля над своим подсознанием и поведением, в этом Толстой видел идеально подлинное видение личности персонажа, это избавление от искусственного и чужого, наносного и пустого через разрушения, борьбу и потери, раскрывало историю становления душ героев. Нахождение в постоянно усложненном поиске самих себя, приводило их к борьбе за это право не только с окружающими, но и с собственной противоречивой психологией. Благодаря тонкому мастерству Толстого-психолога, мы можем судить об истинном отношении писателя к людям и к тому, каким он видит настоящего человека, показывая истинное лицо героев, их ис- кренность, познавая диалектику человеческой души. Большое место в литературе отдается герою, осмысливающему место в окружающем его обществе и жизни в целом, а также находя- щемуся в поиске смысла жизни. Такие герои неразделимы с вопросами ‘‘зачем я живу?’’, «для какой цели я появился?’’, – все это свидетель- ствует о явлении героя-идеолога . Стилю Толстого присущи герои- идеологи дворянского происхождения, где эти связи усложняются его положением, хотя герои Толстого стойко терпят все невзгоды и пре- пятствия на своем пути к нравственному, народному возвышению. Толстовские герои-идеологи (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Кон- стантин Левин) разные и в своих целях, и в поведении, и жизненные трагедии у каждого свои. Нет, казалось бы, между ними ничего общего, кроме назва- ния – герой-идеолог, одно их роднит, та нравственность с которой нераздель- но начинают жить, проходя свой трудный путь мыслящей личности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=