ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
68 в понятии ‘‘диалектика души’’ раскрывается процесс формирования непосредственного психического процесса, его форм, закономерно- стей, открытие чувств, ощущений, настроений, логического мышле- ния. Как частный случай, диалектику души обозначают как форму психологического анализа. Интерес к методу создания характеров героев-идеологов Толсто- го обусловлен тем, что его произведения насыщены сложными, проти- воречивыми героями. Во всей своей сложности они очень интересны и тем, что Толстой показывает их не просто в определенный перелом- ный момент жизни, он стремится разгадать их судьбы и личности в полной мере, отсюда, говоря в контексте знаменитых толстовских произведений, идет речь о ‘‘диалектике души’’ в литературе всецело. ‘‘Диалектика души’’ как прием психологизма в узком понимании представляет собой нескончаемое описание внутреннего мира героев в его развитии и движении. Толстой обращает внимание читателя на саму нравственность и ценности персонажей, во всем разнообразии интересных образов героев, показывая тем самым их внутреннее вос- приятие окружающего их мира. Создавая так своих героев, он ощуща- ет близость с ними по духу, все это идет от поиска нравственности и духовности общества, и, от желания двигаться вперед и совершенст- вовать свое мастерство. Критики и литераторы видят оригинальность писателя в выборе средств изобразительного психологизма, который отличается своей ‘‘диалектикой души’’, в этом его новаторство и наследие для русской литературы XIX века, хотя и сейчас вызывает восхищение углублен- ный толстовский анализ души героя, и влияние произошедших собы- тий на движение вперед или же наоборот, падение вниз персонажа. В раскрытии глубинных тайн души героя, Толстой порой прибе- гал к изображению неожиданных событий в жизни героев, которые впоследствии становились переломными не столько для сюжета, сколько для самого героя-идеолога. Отсюда идет впечатление, что читатель вместе с героем переживает все события, проходя путь пере- осмысления действительности и развития личности. Это сложный и многогранный процесс перевоплощения души героя, наблюдая за подобным ростом или падением героя, приходит осознание, что имен- но послужило этому или воспрепятствовало. Личность героя меняется и растет – через глубокую борьбу и своеобразные страдания, тяжести, радости, взлеты и падения. Такова, к примеру, трагедия в жизни Пьера Безухова, дуэль с Долоховым и уход от жены, казалось бы, для общего сюжета нет особого развития в содеянном, а вот для личностного рос-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=