ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

66 Известно, что Толстой высоко ценил Шопенгауэра, в одном из пи- сем Фету в 1869г. он назвал Шопенгауэра «гениальнейшим из людей» [Толстой, 1965, т.17, 331]. По мнению В.В. Зеньковского, в учении Шо- пенгауэра особенно близким Толстому оказалось учение о метафизиче- ской призрачности индивидуального бытия. «Толстому был близок пес- симизм Шопенгауэра, который, впрочем, довольно скоро перешел у Толстого в оптимистически окрашенный имперсонализм» [Зеньков- ский, 2001, 378]. Мысль о призрачности индивидуального бытия и при- оритете жизни всеобщей реализуется в пятом сне, таким образом в пя- том сне получает наиболее полное воплощение идея единства. Шестой сон следует практически сразу за пятым. Пьер вспомина- ет взгляд Платона Каратаева, выстрел, вой собаки, вдруг в его созна- нии возникает воспоминание о вечере, проведенном с красавицей полькой. Толстой изображает, как незаметно воспоминания переходят в сновидение, нет четкой грани между событиями сна и событиями яви. Пьер закрывает глаза и погружается в воспоминания о летней природе, о купании, о жидком колеблющемся шаре, и он опускается куда-то в воду, так что вода смыкается над его головой. Доминантным символическим образом сновидения является вода, представляющая первооснову бытия, с водой связывается идея смерти и возрождения. «Вода символизирует исконную субстанцию, первовещество, из кото- рого рождаются все формы и в которое они возвращаются» [Элиаде, 1999, 347]. Таким образом, погружение Пьера вводу может тракто- ваться как символ его духовного возрождения. Проснувшись, Пьер видит, что он и другие пленные освобождены, и с этого момента для героя начинается его новая жизнь, так как он обретает внутри себя «живого, всегда ощущаемого бога», «он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем» [Толстой, 1963, т.7, 234]. Как видим, сновидения Пьера Безухова в романе-эпопее «Война и мир» выполняют не только характерологичекую функцию, являются приемом психологизма, они формируют философский подтекст произ- ведения. Через сновидения Толстой показывает духовно-нравственный путь своего героя от осознания и осуждения им собственной греховно- сти и развращенности к пониманию смысла бытия как любви к жизни, которая проникнута богом. Литература Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. [Текст] / А. Н. Афанасьев. – М.: Совр. писатель, 1995. – Т. 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=