ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

65 о том, что во время пробуждения все впечатления, испытанные чело- веком во время засыпания и самого сна, приводятся к единству внеш- ним впечатлением, которое способствовало пробуждению. Так, появ- ление понятия ‘сопрягать’ обусловливается тем, что, уже просыпаясь, Пьер услышал чей-то голос, повторяющий: «Запрягать надо, пора за- прягать, ваше сиятельство!» [Толстой, 1962, т.6, 331] Ключевым в духовном развитии Пьера Безухова становится пятый сон о шаре из капель, который снится в плену, после того, как убивают заболевшего Платона Каратаева, ставшего для Пьера «самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого» [Толстой, 1963, т.7, 58]. Образ Платона Каратаева, помог- шего Пьеру вновь почувствовать красоту жизни, ее целостность, ее смысл, соотносится с символической фигурой круга. Эпитет круглый использует Толстой, когда описывает портрет героя: у него круглые гла- за, круглая голова, спина, грудь, плечи, даже руки. Часто круг является знаком солнца, традиционно круг служит обозначением неба и совер- шенства, выступает символом гармонии, единства, цельности. «Необхо- димо также подчеркнуть связь между кругом и сферой как символом Всеобщего» [Керлот, 1994, 277]. Важным в характеристике Платона Каратаева является то, что герой не чувствует себя личностью, а ощуща- ется себя частью общей жизни. «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как час- тица целого, которое он постоянно чувствовал» [Толстой, 1963, т.7, 60]. Предваряют сновидение о шаре из капель размышления Пьера о Боге и любви к жизни: «Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все пере- мещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее любить жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий» [Толстой, 1963, т.7, 181]. Основная тема сновидения – из- вечный закон жизни, круговорот жизни и смерти. Во сне герой видит своего учителя географии и глобус, представляющий из себя колеб- лющийся шар, не имеющий размеров. Этот шар состоит из капелек, которые то появляются на поверхности шара, то сливаются друг с дру- гом, образуя большую по размеру каплю, то разделяются, то исчезают. Но что бы ни происходило с отдельными каплями, сам шар неизменно продолжает существовать. Так и индивидуальная человеческая жизнь: одни люди рождаются, другие умирают, но земной шар, человеческое сообщество, жизнь продолжают существовать. Таким образом, смысл индивидуальной человеческой жизни состоит в том, чтобы существо- вала жизнь всеобщая.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=