ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
64 мый желанием быть в решающий исторический момент вместе со все- ми сражающимися, влиться в солдатскую семью, проводит на батарее Раевского. Искренние чувства героя постепенно оказываются оценены солдатами, и они «мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе» [Толстой, 1962, т. 6, 264] и дали ему прозвище «наш барин». А после сражения он вместе с другими солдатами у костра ест «кавар- дачок», и это кушанье «ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда-либо ел» [Толстой, 1962, т. 6, 328]. Четвертое сновидение отражает впечатления Пьера от прошед- шего дня, и так же, как на протяжении всего дня, центральная тема сновидения – это тема единения. Сновидение несколько раз прерыва- ется, когда герой просыпается, и вновь продолжается. В начале сна отражаются чувственные впечатления дня, герой слышит шум выстре- лов, стоны, крики, звук снарядов, чувствует запах крови. Содержанию сна противопоставляется чистое звездное небо, которое он видит, про- снувшись. Толстой показывает, как постепенно герой переходит из реальности в сон, а мысли, волнующие его наяву, отражаются в со- держании сновидения. «Солдатом быть, просто солдатом! – думал Пьер, засыпая. – Войти в эту общую жизнь всем существом, проник- нуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лиш- нее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека» [Толстой, 1962, т.6, 329]. В центральной части сновидения доминантной фигурой ста- новится вновь благодетель Пьера Иосиф Алексеевич, что подчеркива- ет связь волнующих героя мыслей с масонством. Действие сна проис- ходит в Английском клубе во время масонской ложи. В сновидении противопоставляются люди, принадлежащие к окружению Пьера, кри- чащие и поющие, и « они » с «простыми, добрыми, твердыми лицами» [Толстой, 1962, т. 6, 330], те, походить на которых являлось целью внутреннего преобразования Пьера, и от нравственной чистоты кото- рых он пока еще далек. Пьер вновь пробуждается и снова засыпает, движимый желанием дослушать и понять слова благодетеля. Завершающая часть сна носит философский характер, в центре размышлений Пьера солдаты, « они », главные достоинства которых в умении действовать, а не говорить, в отсутствии эгоизма и способно- сти подчинить свою свободу ради общей цели, в отсутствии страха смерти и умении « сопрягать ». В финале сновидения та духовная и мыслительная работа, которая происходила в Пьере, оформляется в идею о том, что надо « сопрягать » мысли, понятие ‘сопрягать’, не- сущее идею необходимости единства становится ключевым. В финале сна Толстой реализует свою концепцию сновидения, а именно мысль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=