ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

63 что его строгое отношение к жене несправедливо и что он должен ее простить; примирение Пьера с Элен. С другой стороны, данное снови- дение представляет собой довольно распространенный в литературе тип сновидения персонажа – сон-предчувствие, события сновидения воплощаются в реальность. Центральной фигурой сновидения стано- вится Иосиф Алексеевич Баздеев, воспринимаемый Пьером как на- ставник и учитель. Кроме того, в сновидении появляется мотив транс- формации: лицо Иосифа Алексеевича становится моложавым и светлым, сам он представляется тем, кто несет свет добродетели. В сновидении подчеркнуто осознание Пьером определенной неис- кренности собственных чувств, показной добродетельности: «И поя- вились у меня слезы на глазах, и я был доволен, что он [Баздеев – О.Д.] это приметил. Но он взглянул на меня с досадой и вскочил, пересекши свой разговор» [Толстой, 1962, т.5, 205]. Завершают сновидения на- ставления Иосифа Алексеевича по поводу супружеских обязанностей Пьера. Проснувшись, герой получает письмо от Баздеева об «обязан- ностях супружества». В третьем сновидении продолжается тема греха и страстей, а также вновь присутствует мотив трансформации: Иосиф Алексеевич превращается в труп, но затем оживает. Возможно, через трансформа- цию образа Баздеева (во втором сновидении лицо у него молодое и светлое, в третьем сне он превращается в труп, а затем снова приходит в себя) выражается мысль о том, что тот, кто достиг духовной высоты, обретает жизнь вечную. Поднимая тему осознания Пьером собственной развращенности, Толстой обращается к традиционному романтическому образу-символу девушки, летящей к облакам, олицетворяющую чистую, возвышенную любовь. Например, в стихотворении Т. Готье «Облако» девушка-облако является символом мимолетности красоты и любви, их призрачности. В сновидении Пьера образ девушки снижен, приземлен, то, что она именуется “девицей” подчеркивает сниженность образа. Де- вица в прозрачной одежде и с прозрачным телом выступает как олице- творение бездуховности и развратности. Итак, первые три сновидения Пьера обладают характерологиче- ской функцией, являются приемом психологизма, их сюжеты обуслов- лены событиями, переживаниями, мыслями, волнующими героя наяву, доминантная тема сновидений – тема греха и страстей, показано стремление Пьера к духовно-нравственному совершенствованию, осу- ждение им собственных пороков и желание возродиться. Четвертое сновидение снится Пьеру после одного из ключевых событий его жизни – Бородинского сражения, которое Пьер, движи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=