ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

62 глубоко архаическая символика. «”Алфавит” символов того или иного поэта далеко не всегда индивидуален, – пишет Ю. М. Лотман, – он может черпать свою символику из арсенала эпохи, культурного на- правления, социального круга. Символ связан с памятью культуры, и целый ряд символических образов пронизывает по вертикали всю историю человечества или большие ее ареальные пласты» [Лотман, 2001, 225]. В начале сновидения Пьер видит себя идущим в темноте, которая олицетворяет духовную темноту, неизвестность жизненной цели, и подвергается нападению собак, они кусают и грызут его. Образ со- баки в мировой культурной традиции обладает двойственной симво- ликой. У разных народов существует верование в то, что собака явля- ется проводником в ад или царство блаженных. Соотносится образ собаки и с темой греха. «У буддистов сохраняется верование, что в адских дебрях терзают грешников псы острыми железными зубами» [Афанасьев, 1995, 376]. Именно эта идея реализуется в сновидении Пьера. Собаки – это его грехи, его страсти, с которыми он беспрестан- но борется и не может одолеть до конца. Путь Пьера ведет его к прекрасному зданию, окруженному са- дом. И здесь Толстой вновь обращается к традиционному представле- нию о пространстве, к символике Центра. Центр мира, как отмечает Элиаде, – «точка соединения Неба, Земли и Подземного царства» [Элиаде, 1999, 264]. Роль центра может выполнять дворец, храм, свя- щенный город, в сновидении это здание. Во многих традициях творе- ние начинается в Центре мира. В контексте сновидения Пьера, дости- жение прекрасного здания означает возможность духовного перерождения, в осознании самого Пьера здание – это храм доброде- тели. Образ сада может соотноситься с идеей нравственного совер- шенствования через сознание, так как сад является символом «созна- ния, противополагаемого лесу как бессознательному» [Керлот, 1994, 450]. В контексте сновидения Пьера, сад противопоставляется темно- те. В роли символа перехода от бессознательного существования к осознанию героем своей жизни и желанию изменить себя выступает узкая доска. Возможность же возрождения для себя в данный период жизни Пьер связывает с масонством, что в сновидении символически выражается тем, что проводником Пьера к прекрасному зданию стано- вится брат А. Тема второго сновидения Пьера – его супружеские отношения. С одной стороны, сюжет сновидения обусловлен событиями, произо- шедшими наяву: один из братьев-масонов высказывает мнение о том,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=