ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

61 Философское осмысление процесса сна и сновидений выражено в раннем рассказе Толстого «История вчерашнего дня». Так же, как Аристотель (трактаты «О сне», «О вещих сновидениях») или Лукреций Кар (поэма «О природе вещей»), Толстой с рациональной точки зрения размышляет о природе сна, о причинах возникновения тех или иных образов сна и считает их основой привычные занятия человека, днев- ные впечатления, желания, ощущения, эмоции, физиологические по- требности. «В минуту пробуждения мы все те впечатления, которые имели во время засыпания и во время сна (почти никогда человек не спит совершенно), мы приводим к единству под влиянием того впечатле- ния, которое содействовало пробуждению… <…> Ежели хотите проверить, то на себе испытайте: вспомните наши мысли, представления во время засыпания и просыпания и ежели кто- нибудь видел, как вы спали, и может рассказать вам все обстоятельст- ва, которые могли подействовать на вас, то вы поймете, отчего вы ви- дели то, а не другое. Обстоятельств этих так много, зависящих от сло- жения, от желудка, от физических причин, что всех не перечтешь» [Толстой, 1960, т.1, 394–395]. Роман-эпопея «Война и мир» включает наибольшее количество сновидных эпизодов (в том числе галлюцинаций), всего их четырна- дцать, но в настоящей работе мы остановимся только на сновидениях Пьера Безухова с целью рассмотреть, как через онирические эпизоды изображается духовно-нравственная эволюция героев. Первые три сновидения Пьера Безухова, представляют собой его дневниковые записи от 3, 7 и 9 декабря, которые следуют друг за дру- гом и обусловлены размышлениями героя о масонской ложе, взаимо- отношениях с его представителями, осмыслением им собственной личности, осуждением своих поступков, самолюбия, несдержанности, стремлением стать лучше и чище, избавиться от тяготящих душу гре- хов. Пьер является главой петербургского масонства, но он не испы- тывает удовлетворения от своей деятельности, все, что он видит во- круг себя, кажется ему лишенным глубины и истинности, в нем живет желание направить свои страсти к благородной цели. Вот как характе- ризует Толстой внутреннее состояние героя: «В душе Пьера происхо- дила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомне- ниям и радостям» [Толстой, 1962, т.5, 201]. Желание освободиться от греха страстей является главной темой первого сновидения Пьера, в котором используется традиционная,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=