ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

60 того, дан теоретический анализ сновидения как психофизиологич е- ского процесса. Обилие сновидных эпизодов в русской литературе Г. Д. Гачев стремится соотнести с национальным менталитетом. В книге «Нацио- нальные образы мира» исследователь высказывает мысль о том, что сны, если и обманывают человека в плане конкретно-практических приложений, но «верно выражают интимный образ сущности мира, как она представляется этому человеку (народу). Потому для выявле- ния национальных моделей мира анализ классических в литературе данного народа снов – чрезвычайно плодотворен, ибо в них… выска- зывается неосознаваемое» [Гачев, 1988, 117]. Кроме того, по мнению Гачева, обращение русской литературы к онирической сфере обуслов- лено ее онтологической сущностью, обращенностью к извечным тай- нам бытия, тайне исхода человека, тайне смерти и бессмертия. Глубина духовно-нравственной, философской проблематики отмечается во всем творчестве Толстого. Писатель занимает особое место в истории русской философской мысли, являясь ярким вырази- телем в России философского имперсонализма, а также просветитель- ского рационализма. «Ум, рассудок, положительное знание становятся у Толстого принципиальным критерием и аргументом, верховным ав- торитетом и судьей, в чем он является прямым наследником, типич- ным представителем <…> просветительского рационализма» [Тарасов, 2004, 558]. Большое значение Толстой отводит разуму, разрешая са- мый важный для него вопрос о смысле жизни, считая, что в процессе жизни всякий человек должен подчинить свою животную личность разуму и проявить силу любви по отношению к другим людям. Сущ- ность человека, его духовно-нравственный рост – вот основная тема творчества Толстого. Творчество Толстого отличается исключительной глубиной иссле- дования человеческой натуры, одним из важных приемов психологизма в художественном мире Толстого становится введение сновидений пер- сонажей. Однако сновидные эпизоды являются не только приемом пси- хологизма или характерологии, они часто приобретают концептуальное значение, являясь средством выражения важных для автора философ- ских идей. Кроме того, в своих произведениях, в романе-эпопее «Война и мир» в том числе, Толстой представляет и реализует свою философ- скую концепцию сна как психофизиологического явления. «Интерес Толстого к этим явлениям несомненно связан с общим стремлением раскрыть психику человека во всей ее многосторонности, показать под- линность, естественность человеческой натуры…» [Страхов, 1947, 200].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=