ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

53 РАССКАЗ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» В КОНТЕКСТЕ «НЕКЛАССИЧЕСКИХ» МОДЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ Н. Л. Вершинина Псков, Россия Ключевые слова: Л. Н. Толстой, классический реализм, новый реализм, поэтика, онтология, «После бала», А. А. Блок, «Возмездие». Аннотация. На примере рассказа «После бала» (1903) предпринята по- пытка осмысления поэтики и онтологии позднего Толстого с позиций «стиле- вых вариантов реализма» (В. А. Келдыш), включая и «неклассические» модели словесности рубежа XIX–XX вв. Делается вывод о синтетическом характере эстетики Толстого в данный период. Анализируется взаимодействие класси- ческого реализма, представленного в творчестве писателя разных периодов, с его проекциями, освоенными Толстым в литературе Серебряного века. Рассмотрение творчества позднего Л. Н. Толстого с позиций «не- классических» тенденций в литературе рубежа XIX–XX вв. не однаж- ды предпринималось наукой как в аспекте изучения закономерностей в смене художественных парадигм, так и в связи с анализом отдельных произведений писателя. Отправным посылом выступала мысль о мно- гообразных «симбиозах» и «синтезах», отличающих словесность но- вой эпохи: «”магистральным сюжетом” в литературном процессе XX века стало взаимодействие классических и неклассических сис- тем» . В плане стратегии ученым обозначен следующий «шаг» , не свя- занный исключительно «с перечислением текстов, в которых это взаимодействие выступает со всей очевидностью <…>: после него следует изучать “механизмы” этих взаимодействий, чтобы дейст- вительно отличить “синтезы” от “симбиозов”, а главное – выяс- нить, какова телеология этих процессов, к каким семантическим сдвигам они приводили, то есть какое приращение (или изменение) эстетического смысла при этом происходило» [Лейдерман, 2002]. Немаловажно привести суждения исследователей, относящиеся к сферам телеологии и художественной онтологии «семантических сдвигов», о которых шла речь. Так, утверждая, что «критический реа- лизм демонстрирует свою способность к развитию в условиях новой истории России», В. А. Келдыш апеллирует к объединяющим «новых» и прежних реалистов началам в построении модели мира. В их числе к Толстому, безусловно, применим «пафос всеобщности грядущего общественного обновления» при наличии «свверхличных» , отменяю-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=