ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

51 целоваться... Я открыла глаза. Стемнело уж. За перегородкой горела свеча» [Боборыкин]. Не раз в романе Толстого речь идет о сомнении и неверии героев– эти стороны для автора необычайно важны. Именно в сомнении кается священнику Левин, во всех окружающих ее людях сомневается Анна. О сомнении и неверии пишет Маше Лизавета Петровна: «Вы бьетесь, дорогая моя Марья Михайловна, точно в агонии. О! как бы я благод а- рила Спасителя, если б вы на каком бы то ни было пути нашли опору вашему мятежному духу» [Боборыкин]. Перед смертью Мария Михайловна у Боборыкина смотрит в те- атре «Грозу» Островского. Трагедия Катерины глубоко трогает ее: «Возьми меня с собой, – прошептала я вслед Катерине, – кинь и меня в реку, дай ты мне хоть на одно мгновение твою смерть. Ты так хо- рошо покончила! Ты говорила о каких-то цветочках, которые вырас- тут на твоей могиле. Ты и в смерти-то шла на тяжкий, но сладкий грех! Почему же для меня нет ни грома, ни молнии, ни вечного пламе- ни, ни ночного грешного загула с сердечным другом? Дайте мне глубо- кое суеверие! Дайте мне мрачное изуверство! Дайте мне детские гре- зы, что-нибудь дайте мне, в чем бы я хоть на секунды забылась, как эта Катерина!» . Она завидует Катерине, душа которой согрета про- стонародной верой даже в минуту трагического исхода. Для Марии Ми- хайловны нет ни Бога, ни ближних, ни добра, ни убеждений. В предсмертной записке она говорит: «Моя дрянная натура и тот гни- лой мирок, где все тлен и ничтожество, вместо новой и чудной жизни, свели меня в добровольную могилу. <…> Все вещи, напоминающие мою пустую и безнравственную жизнь, пускай пойдут прахом!» [Боборы- кин]. И вспомним, что пишет об Анне Толстой: « Она беспрестанно по- вторяла: “Боже мой! Боже мой!” Но ни “Боже”, ни “мой” не имели для нее никакого смысла. Мысль искать своему положению помощи в религии была для нее, несмотря на то, что она никогда не сомнева- лась в религии, в которой была воспитана, так же чужда, как искать помощи у самого Алексея Александровича» [Толстой, т.18, 304]. Не исключено, что именно вслед за Боборыкиным, описавшим период полного равнодушия Маши к сыну, Толстой подчеркнул безу- частное отношение Анны к маленькой Ани. Маша у Боборыкина заме- чает, что ее Володька выучил всего одно английское слово от своей няньки, Анна у Толстого не знает, сколько у маленькой Ани зубов. Это следствия сходного положения женщин. Боборыкин заставляет Машу пройти сложный путь познаний и разочарований: Домбровича она сравнивает с мужем, «освободите-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=