ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

50 Но рамки дневника Маши необыкновенно расширяются, иногда мы даже забываем, что читаем дневник. Он становится романом, а ав- тор успешно решает сразу несколько задач. Во-первых, Боборыкину удается подчеркнуть глубину натуры героини. Ее тонкие наблюдения, емкие выводы и обобщения, способность к аналитическим рассужде- ниям открывают в этой молодой женщине ум и талант. Во-вторых, автор создает именно роман о женщине, ее внутреннем мире, оставляя читателя один на один с героиней, позволяя ему воспринимать сокро- венные строки ее дневника, который Маша предназначила после ее смерти сыну, Степе и Кроткову. В-третьих, наблюдательность Маши и ее впечатлительность позволяют автору вместить в дневниковые за- писи огромный объем. Масса не высказанных (потому что высказать их некому) дум Маши, ее чувств, точные, изобилующие подробностя- ми описания окружающего, придают роману Боборыкина почти эпи- ческий размах. «Обилие, наглядность в изображении “невыдуманных” фактов жизни по-своему определяли эпичность романов П. Д. Боборыкина. <…> Эпический план повествования в романах П. Д. Боборыкина име- ет, так скажем, количественный характер », – пишет С. И. Щеблыкин [Щеблыкин, 2005]. Здесь уместно остановиться и на некоторых перекличках мотивов и деталей, которые у Толстого, как и у Боборыкина, обладают функци- ей расширения художественного пространства романа. Однако сразу отметим различие в использовании фактов и подробностей у Толстого и Боборыкина: у Боборыкина факты, детали и подробности, даже сим- волы не образуют того бесконечного лабиринта сцеплений, какой мы видим у Толстого, они просто создают соответствующий уровень реа- листичности. Но не исключено, что Толстой мог обратить внимание на некоторые элементы художественной изобразительности в романе Бо- борыкина и использовать их впоследствии, при создании стройной системы внутренних перекличек в «Анне Карениной». К примеру, у Боборыкина есть сцена болезни Маши, у Толстого после рождения девочки болеет Анна. Конечно, сны героинь, их видения являются от- ражением событий жизни и потрясений. Но читатель видит сходство состояний Марии и Анны. Интересно, что после у Толстого, пусть в другом эпизоде, также передающем нездоровое состояние Анны, мы увидим свечу, в неярком свете которой Анне мерещится что-то страш- ное. Кошмар Марии тоже видится при свече: «Потом схватывают меня сзади и влекут куда-то, точно в погреб. Сердце у меня начало ныть, ныть. Так мне обидно, что меня влекут с пира... И Степа мне представляется противным старикашкой, который лезет со мной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=