ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

48 ради кого-то. Состояние героини Боборыкина, как и состояние Анны Карениной, в финале романов можно назвать полной разочарованно- стью: «Хорошая во мне натура или нет, бес во мне сидит или ангел; но нет мне ни в чем исхода, ни в чем примирения. Ни в светской пустоте, ни в разврате, ни в книжках, ни в моем ребенке, ни в добре, ни... в люб- ви» , – говорит Маша [Боборыкин]. Однако поводов у Марии Михай- ловны для отчаяния намного меньше, нежели у Анны. По сравнению с Анной, героиня Боборыкина оказывается довольно слабой, эгоистич- ной натурой, читатель даже отказывается понимать ее поступок в фи- нале. Если Каренина у Толстого впадает в некоторый род забытья, ес- ли ее отчаяние не позволяет ей прямо и непредвзято взглянуть на мир, то Маша у Боборыкина продумывает план своего ухода. Итак, первое, что сближает романы обоих писателей, это тема женской судьбы, поднятая авторами проблема свободы выбора жен- щины, рассматриваемые ими вопросы обязанностей жены и матери. Боборыкин в «Жертве вечерней» довольно много внимания уделил также проблеме падения и деградации женщин. Он мастерски подвел свою рассуждающую героиню к мысли о сходстве того развратного образа жизни, который она видела «за кулисами» света с образом жиз- ни, который ведут женщины в богатых публичных домах: так, на вече- ра со своими кавалерами в странном доме съезжаются дамы, которых наша героиня знала как неприступных женщин, а в богатом публичном доме самой Маше намного проще разговаривать с женщинами, нежели ее спутнице Лизавете Петровне. Боборыкин, а после Толстой показали читателю, что любовь для большинства представителей высшего света не ассоциируется с такими понятиями, как брак и семья, что условности и странные законы общества не позволяют людям выстраивать гармо- ничные отношения, что любые проявления искренности и настоящих чувств отторгаются светом. Очень негативно и резко оценил роман Боборыкина М.Е. Салтыков- Щедрин в статье «Новаторы особого рода». Он охарактеризовал роман Боборыкина как роман «срывания цветов удовольствия» , объявил, что предметом изображения в романе является «хлам» , предложил не во- рошить «умственный и нравственный хлам» «биографий пустых и ничтожных людей» [Салтыков-Щедрин]. Но на самом деле история Марии Михайловны и интересна тем, что это история рядовой женщи- ны, пусть немало отличающейся от других способностью думать и анализировать. В романах Боборыкина и Толстого присутствует ха- рактерная для русского романа второй половины XIX века особен- ность – совмещение в одном образе типичности и нетипичности. Более

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=