ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016
47 жил бы к избранию в почетные члены, это художник и критик П. Д. Боборыкин. Если это можно, то я повторяю это предложение 6 раз» [Толстой, т. 72, 350]. Роман «Жертва вечерняя», впервые опубликованный в пяти но- мерах «Всемирного труда» за 1868 год, предвосхищает появление «Анны Карениной». Описывая линию Анны, Толстой мог заимство- вать сюжетные ходы, мотивы и психологические находки Боборыкина. Мария Михайловна, героиня Боборыкина, появляется в начале романа уже как молодая вдова, молодая мать. Как и в жизни Анны, определенный отрезок пути ею пройден. Оставшись без мужа, кото- рый скоропостижно скончался, Мария Михайловна живет замкнуто. Героиня занята собой, не обращает внимания на ребенка, и все ее вре- мя оказывается отдано придумыванию и осуществлению мероприятий, могущих развеять ее тоску. Когда жизнь становится совсем однооб- разной и невыносимой, на горизонте появляется уже немолодой писа- тель Домбрович. Попытки воспитания и нравственного развития Ма- рии Михайловны оказываются своеобразной программой по развращению молодой вдовы и втягиванию в круг странных знакомств с такими же парами, скрывающими от света свои связи. Старый друг Степа буквально вырывает Машу из этого общества. Для ее перерож- дения он знакомит Машу с Лизаветой Петровной – женщиной, посвя- тившей себя помощи обездоленным и спасению от рабства женщин, сбившихся с пути. После того как противодействие ее прежнему суще- ствованию оказывается пройденным в полной мере, на некоторое вре- мя Маша посвящает себя ребенку, начинает заниматься его воспитани- ем. Ее спокойный образ жизни прерывает внезапно вспыхнувшее чувство к Александру Петровичу Кроткову. Кажется, что нет преград не просто для любви между Машей и Кротковым, но и для создания семьи. «Чего вы боитесь? Моей учености? Моего деспотизма? Их нет. Они в вашем воображении! Не ставьте вы между мною и вами разных надуманных ужасов! Позвольте мне любить вас... позволь- те...» , – говорит Кротков Маше [Боборыкин]. Единственное – Кротко- ву нужна жена и помощница, единомышленница в затеваемом им деле. Мария Михайловна этого пережить не может: она любит Александра Павловича, но осознает, что вся жизнь его будет отдана пока непонят- ной ей работе. Жить ради этой работы и ради Кроткова Маша не в со- стоянии, она слишком привыкла к самоанализу, все ее внимание на протяжении последних лет было устремлено на собственные душев- ные и телесные порывы. Маше оказывается намного легче покончить жизнь самоубийством, нежели выстраивать новые отношения и жить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=