ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

41 сти его во грех. Соответственно, целью его «командировки» стало не обогащение мужика, а искушение его. Большой интерес представляет так называемая «сцена в аду», ко- торая присутствует только в текстах Погоского и Толстого. Черти от- читываются перед старшим чертом о совершенных ими деяниях. У Погоского отчет представляют четверо чертей, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности во внешнем облике: «старый, комолый и кривой» (подучил беглеца из острога учинить поджог), «невеличкой, весь рыжий и хвост в сажень» («занимается» пущенным по миру сиротой), «коренастый», со свистком на медной цепочке (уто- пил два корабля), «очень развязный мелкой» (соблазнил вертлявую даму). За ними следует чертенок с краюшкой [Погоский, 1871, 6–8]. У Толстого сцена в аду имеет два варианта. В первом, не вошед- шем в окончательную редакцию, отчитывающиеся черти дифференци- рованы не только по внешнему облику («толстый», «гордый», «франт»), но и по «категории» людей, к которым они приставлены: толстый «от- вечает» за купцов, гордый – за господ, франт – за женщин. Чертенок с краюшкой назван в этом варианте «мужичьим». В окончательной ре- дакции Толстой опускает отчеты «купеческого» и «бабьего» чертей, убирает «господского», зато «расширяет список» отчитавшихся за счет «боярского», «поповского», «монашеского» и «судейского» бесов. Пи- сарь старшего черта отмечает: «От боярского беса получен отчет. Всех забрал 1836. От купеческого получен, 9643. От поповского получен, 1517. От монашеского получен, 112. От судейского получен, 3423. От бабьего сейчас тоже получен, всех 263753. Баб 186315, девок 17438» [Толстой]. От первого варианта «бабий» черт «сохранил» признак «франтоватый». За ним отчитываются «приказный» и «мужицкий» черти. И. И. Сизова пишет: «Толстой придал отчетам чертей социальную значимость, чем усилил, в отличие от Погоского, сатирическуюсторону своей комедии» [Сизова, 2014, 176]. Наряду с этим отметим, что Тол- стой еще и «классифицировал» чертей по «сословному» (кроме, «бабье- го») признаку, чего не было у Погоского. Подобная «классификация», только не по «сословному» признаку, а по категории грешников, при- сутствует в описании сборища нечистых духов у болгарского писателя Елина Пелина (1877–1949) в сказке «Ян Бибиян» (1933): «Дяволите един по един съобщаваха на своя главатар кой какво зло е извършил през деня на хората и кой какво е намислил да из- върши на другия ден. Ян Бибиян разбра, че дяволите са една добре организирана банда за правене злини и че всеки един от тях е натоварен с особена мисия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=