ТОЛСТОВСКИЙ ЧТЕНИЯ. 2016

40 ется перед старшим чертом о своей неудаче; старший черт сердится и посылает чертенка обратно – «заслужить краюшку»; чертенок нани- мается к мужику в работники, способствует тому, что в неурожайные годы у того родится много хлеба и образуется избыток, учит мужика курить вино, после чего греху пьянства подвергается множество лю- дей; чертенок получает одобрение старшего черта. Представление о том, что черт «изобрел вино» широко распростра- нено в славянском фольклоре: «по одному из рассказов Новгородчины, один чертенок чем-то провинился и избежал наказания, обещав Вельзеву- лу души соблазненных им людей; он нанялся в работники и по его нау- щению люди построили первый винокуренный завод; чертенок был про- щен, а водка «осталась в миру». По рассказу из Орловской губернии, «черт изобрел вино, сделал снаряды, стал гнать водку, напустил по всему небу дым. Апостолы перепились. Тогда Бог прогнал дьявола в три шеи. Он провалился вместе со своим паровиком – с этого времени и образовал- ся первый винокуренный завод на земле». По поверьям Владимирской губернии, черт в обличье странника научил варить пиво какого-то мужи- ка, встретившегося ему на дороге, выплакавшего ему свое житейское горе и разжалобившего черта. По поверьям некоторых мест, черт, нанявшийся в работники, научил доброго хозяина гнать водку как раз накануне свадь- бы его дочери» [Шапарова, 2003, 539]. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка» содержит сюжеты « Черт учит делать горилку » (817****) и « Святые и бог у черта в винокурне: Илья, Никола и бог (Никола и бог, Илья и Никола, один Никола) приходят к черту, когда он гонит водку, и отведывают ее » (828*). Интересное замечание находим в статье «Черт» в этнолингви- стическом словаре «Славянские древности»: «Иногда черту припи- сываются положительные свойства. <…> Люцифер наказывает чер- тенка за то, что тот украл у бедняка последнюю краюху хлеба, и заставляет его отслужить у человека в работниках три года, пока тот не разбогатеет (пол., укр., карпат., з.-бел.)» [Березович, Виногра- дова, 2012, 523]. Очевидно, в источниках, которыми пользовался Л. Н. Толстой, сюжет о первом винокуре был представлен в конт а- минированном виде: чертенок крадет у бедняка краюшку и за это три года на него работает + черт учит человека курить вино. Такая кон- таминация позволяет сделать сюжет назидательным: богатство от черта не может принести пользу. В контаминированном сюжете изменилась оценка поступка чер- тенка: он наказан не за то, что обидел бедняка, а за то, что не смог вве-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=